Этой весной появилась у меня идея организовать курсы по обучению всяким компьютерным и околокомпьютерным наукам.
Предпосылки идеи были следующими:
1) Компьютерная индустрия всё ещё развивается, спрос на рынке специалистов пока ещё растет.
2) Изучение программирования достаточно сложная задача, которая не всем под силу.
3) Существует много людей которые хотят изменить свою жизнь, добиться успеха, и всё такое. Если они станут востребованными специалистами, их жизнь может измениться.
Исходя из предпосылок, построил "план" рекламы (продаем не курсы - продаем "мечту", "будущее", "билет в обеспеченность" и т.п.), раскидал по вконтакту, профильным форумам, вместе с партнерами устроили раздачу рекламных листовок, расклейку объявлений, выступали на всяких собраниях, организованных в ВУЗах и колледжах Питера. От знакомых появилось помещение, пошли набираться ученики, начали обучение.
Но в итоге затея оказалась гиблой.
Причины следующие:
1)
Пересыщенность рынка. Петербург - город где образования очень много (народ у нас интеллигентный, учить умеют все... а вот работать никто не хочет
). После завершения обучения первой группы (которую набрали с большим трудом) решили связываться с другими учебными курсами, чтобы обмениваться учениками. И выяснилось что курсов только программирования в городе порядка 50, и все набирают себе учеников с большим трудом.
2)
Некорректное позиционирование продукта. Как показала практика, людям которые хотят учиться программировать, нужна не "мечта", "успешность" и всё такое, а именно программирование. С другой стороны людям, которые наивны настолько, что думают что "мечте", "обеспеченности" и т.п. могут научить на курсах, не нужно программирование - им надо чтобы они ничего не делали, "не работали на дядю", а "их бизнес" (с) приносил им деньги. Программировать для них кажется слишком сложно.
3)
Некорректный выбор целевого сегмента рынка. Ну, частично я объяснил это в предыдущем пункте. Учиться программировать приходят те, кто действительно хочет учиться программировать. Остальным это, что называется, "не уперлось".
Выводы: при создании курсов программирования, если вы хотите пробиться
1) не организуйте курсы в "культурных центрах", там уже создали их много без вас. Езжайте на периферию, или используйте интернет.
2) будьте проще, позиционируйте их именно как курсы программирования.
3) рекламируйте их именно среди учащихся (школьников старших классов, учащихся первых курсов)
4) не сокращайте программу, не бойтесь ставить более высокую цену. Люди готовы платить за знания, лишь бы знания были приличные.
При несоблюдении этих правил прибыли вам курсы не принесут.