Замечательная аналитическая статья от Ильи Хандрикова.
Это уже восьмая попытка (начиная с «Итогов 2006 года») анализа состояние МСП. Практически все эти годы (за исключением последних двух-трех) подведением «итогов» жизнедеятельности тотально уничтожаемого независимого малого бизнеса ведали заказных дел мастера волшебного пера, снимавшие хорошие сливки на псевдорезультатах. Они и сейчас творят историю либо с повязкой на глазах, либо ковыряясь в «игрушечных» сферах бизнеса, так заботливо насаждаемых представителями околосколковской братии, но работа у них больше штучная, не отражающая реальности картины.
Удивительно, но эти два-три года убедили практически всё экспертное сообщество в пагубности политики так называемой господдержки МСП последнего десятилетия.
Тем не менее, я решил впервые в своей экспертной практике подвести и позитивные итоги 2013 года.
Итак, позитив 2013 года:
26 мая отметили 25 лет со дня выхода закона № 8998-XI «О кооперации в СССР».
Россия поднялась на 92-ю строчку в рейтинге «Doing business».
В этом году в стране заработал институт бизнес-омбудсмена.
Проведена амнистия для предпринимателей.
Налоговые каникулы будут распространяться на впервые зарегистрированных ИП.
Льготы по взносам для малого бизнеса сохранятся до 2018 г.
Планируется выделить в 2014 году из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 100 млрд. руб. на кредитование малого и среднего бизнеса.
Чиновники утверждают: в России самая низкая налоговая нагрузка на бизнес.
Россия и Москва выделяют огромные средства, чтобы привлечь инвестиции в экономику.
Введение особого порядка налогообложения для самозанятых граждан – патент.
Введение оценки регулирующего воздействия (ОРВ).
Московские власти готовы провести «малую приватизацию» в городе.
Прокуратура Петербурга остановила снос 4 тыс. торговых павильонов и ларьков.
Банковская чистка от серьезных нарушений и теневых операций (в том числе тех, за которые убили юриста Магнитского).
Большие достижения! А теперь стоит осмыслить эти и многие другие результаты года.
Прошло четверть века, а точнее, 26 лет российского предпринимательства, из которых 18 лет власти играли на стороне крупного капитала, начиная с проведения первого залогового аукциона на пакет акций «Сургутнефтегаз» 3 ноября 1995 года (появление олигархии в России).
Мы не увидели никакой официальной оценки этого периода развития частного бизнеса, хотя президент Путин, после встречи в Воронеже в мае, подписал целый ряд поручений правительству, таким образом, заявляя о своем намерении поддерживать МСП в стране: выработать дополнительные механизмы налогового стимулирования предпринимателей, начинающих новый бизнес; определить новый порядок присоединения субъектов предпринимательской деятельности к инфраструктуре естественных монополий и расчет платы за такое присоединение; расширить механизм госгарантий бизнесменам, упростить административную процедуру их предоставления; упростить налоговое администрирование для субъектов малого предпринимательства; создать преференции при госзакупках товаров, произведенных на территории РФ; создать преференции для отечественных производителей высокотехнологичных лекарств, входящих в перечень жизненно необходимых; преодолеть скрытые отраслевые барьеры, которые не позволяют воспользоваться преимуществами ВТО и препятствуют выходу российских товаров на рынки иностранных государств.
По словам главы ФАС Игоря Артемьева, конкурентоспособность экономики страдает в основном из-за большого огосударствления и административных барьеров: «То, что происходит, связанное с кризисом в Европе, США, – у нас это тоже произошло, когда госсектор стал еще более доминирующим, еще более сильным, а конкуренция за счет малого и среднего бизнеса ... пока не развивается».
Надо отдать должное нашим чиновникам, для которых задача (в рамках выполнения указа президента от 2012 года) по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, свелась, в основном, лишь к жесточайшей зачистке поляны малой торговли, с целью как бы переориентации большей части представителей МБ на работу в другие сектора экономики (попутно убирая конкурентов торговым сетям). Судя по результатам, видимо, в рамках всё той же модернизации рабочих мест, умудрились за год потерять несколько сотен тысяч ИП, пытаясь в два раза повысить выплаты в бюджет от индивидуальных предпринимателей.
Воровство, коррупция демонстрирует неэффективность власти: сердюковская «сага», АТЭС во Владивостоке, Олимпиада в Сочи, плавно перетекающие в ЧМ по футболу 2018. Воруют все, всё и всюду при абсолютной безнаказанности и максимальном ограничении контроля со стороны общества.
Налоговая политика
2013 год – год стагнации российской экономики! Чтобы обеспечить соблюдение бюджетного правила при сложившемся уровне бюджетных расходов, пришлось проводить секвестр и включать в доходную часть сомнительные источники. Снижение доходов бюджета стало полной неожиданностью для российских властей. После многочисленных скандалов чиновники четко провели границу между "своими" - госкорпорациями, силовиками и лояльными бюджетниками - и "чужими" – малым и средним бизнесом и более массовыми группами населения, от которых ждут "ответственности" и повышения производительности труда. Вся эта «игра» в своих и чужих привела к массовым скандалам в обществе, связанным с отменой материнского капитала, с замораживанием и внезапным размораживанием тарифов, с повышением зарплаты высшим чиновникам на фоне ее замораживания бюджетникам, с инвестициями за счет средств ФНБ, которые, как оказалось, уже освоены ВЭБом, и наконец, самом впечатляющем – с конфискацией пенсионных накоплений. «А мы видим чрезмерную зарегулированность экономики, видим, что число госкомпаний не уменьшается и что неэффективных «зомби» поддерживают за счет средств налогоплательщиков», - говорят специалисты. При этом доля засекреченных расходов в проекте федерального бюджета на три года выросла в 1,8 раза и достигнет в 2016 г. четверти.
Еще в самом начале года, теперь уже бывший глава Счетной палаты Сергей Степашин рассказал Госдуме, что 60% регионов - на грани банкротства, и призвал притормозить с передачей на уровень субъектов РФ дополнительных обязательств социального характера. Какими же надо быть безумными руководителями дотационных регионов России, чтобы уничтожать малый торговый бизнес и ИП, позволяющих решить проблемы самозанятости, дающих доход семьям работающих, обеспечивающих население товарами и услугами, платящих налоги. Дурной пример московских властей оказался заразительным для многих регионов.
Фактически единственным регионом, где прокуратура оспорила эту преступную политику властей в отношении малой торговли и отменила снос 4 тысяч объектов, стал Петербург (годом раньше был Ярославль).
Надо отметить участившиеся жалобы предпринимателей на налоговые органы, использующие инструмент блокировки счетов: для вызова их на ковер в инспекцию, для выяснения причин убытка за отчетный период, при не совпадении юридического и фактического адреса, при задолженности в 50 копеек, хотя веских оснований для блокировки в реальности лишь три.
«Существует расхожее мнение, что в России самая низкая налоговая нагрузка на бизнес. Но это не так», - Борис Титов.
Исследования компании «PricewaterhouseCoopers» по уплате налогов в мире в 2013 году подтверждают, что совокупная налоговая нагрузка в России – 54,1% (1. Налог на прибыль – 7,1%; 2. Налог на труд и ЗП – 41,2%; 3. Прочие налоги – 5,8%). Для сравнения, в ЕЭС – 42,6%; в мире – 44.7%. Прочие налоги не учитывают, что покупаемые нами иностранные товары обходятся в полтора - два раза дороже, чем европейцам или американцам. У нас выше тарифы и очень высокие ставки по кредитам. А каков коррупционный налог на каждого из нас? Возникает законный вопрос: о какой конкурентоспособности российского бизнеса при таком налоговом бремени можно говорить?
«Есть немало стран, где граждане отдают в виде налогов половину заработанного, но в обмен получают хорошие дороги, чистую воду из под крана, больницы, школы и работающую полицию. И суд, в котором можно выиграть у государства», - «Форбс».
ВТО и малый бизнес
Для чего Россия так стремилась во Всемирную Торговую Организацию? На этот вопрос может ответить любой человек, разбирающийся в экономических вопросах – в первую очередь, чтобы экспортеры получили возможность беспрепятственно поставлять сырьё по выгодным ценам. Всё остальное – больше красивые слова.
Теперь, когда стране грозит рост безработицы и есть крайняя необходимость высвобождать людей, задействованных на металлургических производствах, потому что запросов на продукцию в таком объеме нет, плюс закуплено более современное оборудование, не требующее так много работников, нужны программы массового переобучения, чтобы не выбрасывать людей на улицу.
Получается, стремление в ВТО за сверхприбылями определенных финансово-промышленных групп теперь оборачивается проблемами для страны, а кризису пока не видно конца.
В подобных условиях нужны не только программы переобучения персонала многочисленных промышленных монстров. Вопрос значительно шире и в данном случае требует разрешения серьезного социального конфликта, который будет затрагивать и семьи сокращаемых сотрудников и инфраструктуру городов и населенных пунктов, где размещены предприятия. Нужна программа развития МСП в кризисных зонах. Понимая глобальность проблемы, правительство готово обсуждать возможность подключения денег резервного фонда, но складывается впечатление - «хотели как лучше, а выйдет как всегда».
Поддержка МСП
Государственная политика в отношении МСП, а это скажет любой ответственный за данную сферу чиновник, имеет последовательную поддержку и развитие. Приводится огромное количество положительных примеров. Предприниматели и эксперты отмечают колоссальные перекосы в этой «последовательности». Очень часто формируется образ двух разных рук, делающих совершенно противоположные вещи, приводящих МБ в состояние полного ступора: с одной стороны ставятся грандиозные задачи к 2018 году подняться на 100 мест в мировом рейтинге условий ведения бизнеса, а с другой – принимаются жесточайшие меры воздействия на предпринимателей, «искусственно криминализируя бизнес».
Мне кажется, что подобные действия очень похожи на качание маятника: движется он в одну сторону – оттепель, движется в другую – страшное похолодание. В этом нет ничего удивительного: в стране, 80% экономики которой принадлежит государственно-олигархическим группам, заинтересованным в удовлетворении лишь собственных интересов, добиться положительных результатов только правильными указами невозможно. Предприниматели прекрасно чувствуют это положение, также пытаясь встраиваться в сложившуюся вертикаль, максимально к ней прижимаясь. В этих условиях сам бизнес не имеет никакой возможности изменить нынешнюю ситуацию.
Даже создание новых институтов защиты бизнеса, таких как институт бизнес-омбудсмена, не могут поменять сложившейся картины, хотя, без сомнения, являются положительным шагом.
Что делать и с чего начинать?
Бывший министр финансов Алексей Кудрин предвкушает ухудшения в экономике: «Это будут самые плохие годы за последние десять лет, кроме кризисного 2009-ого. И это не конъюнктурный кризис. Мы столкнёмся с тем, что у нас отжившая модель экономики без точек роста для развития новой. И пока не сформируется новая модель, мы в среднесрочной, а то и в долгосрочной перспективе будем пребывать в стагнации».
Но плохие институты и структура экономики заключают в себе как раз возможность и вектор роста, а для этого нужна иная модель госуправления, где у чиновников должны быть перераспределены функции (а некоторые контрольные сильно ограничены), повысится их ответственность за достижение положительного результата деятельности, направленного на развитие потенциала малого и среднего бизнеса, как важнейших точек роста.
В этих условиях есть лишь одна возможность переломить подобную ситуацию – начать вместе с заинтересованными представителями власти формирование новых массовых союзов бизнеса, способных консолидировать весь российский бизнес и взять на себя большие полномочия.
Стоит опираться на опыт цивилизованных стран, где бизнес, через систему предпринимательских сообществ, ведет управление экономикой городов (стран), решая триединую задачу: 1. Наполнение рынка товарами и услугами. 2. Защита бизнеса как класса. 3. Предложение качественной продукции и услуг (благодаря внутриотраслевому контролю).
Если разложить будущую работу на шаги:
Первый шаг – консолидация всех производителей товаров и услуг в отраслевые гильдии и союзы (параллельно, но отдельно, должно идти объединение персонально руководителей всех компаний в союзы работодателей малого, среднего, крупного бизнеса).
Второй шаг – получение полномочий от государства на регулирование предпринимательской деятельности в рамках созданных союзов.
Третий шаг – сокращение государственных функций по контролю за деятельностью предпринимателей (сокращение высвобождающегося чиновничье-силового аппарата с огромными ресурсами, инструментами давления и, как следствие, коррупции).
Сегодня бизнес объединен лишь на 5-7% и механизмы консолидации сильно искажены. Нынешнее состояние большинства предпринимательских сообществ является тупиковым и стоит большим барьером на пути развития бизнеса в России. Пора эту ситуацию менять. Очень важно уйти от сложившихся стереотипов, и, начав работу, взять лучшее из достигнутого. Речь должна идти о кардинальной реформе как системы ТПП, так и «Большой тройки».
Если мы говорим о союзах производителей товаров и услуг, площадкой для которых является система Торгово-промышленных палат (ТПП), то создание относительно безопасной среды для развития различных видов предпринимательской деятельности возможно с помощью инструмента саморегулирования (только не путать с лжепроектом в строительной индустрии). Это подтверждается опытом развитых стран, где мы видим, что контрольная функция в значительной степени выполняются самим бизнес-сообществом, а не внешним «игроком» - государственными органами.
Данная программа позволит вывести страну на совершенно новый экономический и жизненный уровень:
Добиться роста производства товаров и услуг (за счет реальной конкуренции).
Повысить качество товаров (внутриотраслевой контроль качества).
Существенно сократить чиновничество, налоги на бизнес, коррупцию.
Прекратить практику рейдерских захватов и арестов добросовестных предпринимателей.
Осуществлять внутренний контроль за набором для бизнеса иностранной рабочей силы.
Контроль за созданием прозрачной пенсионной системы для всего бизнеса.
Позволит сформировать на новом качественном уровне систему кредитных кооперативов.
Повысить ответственность, а значит и авторитет предпринимательства в России.
Отделить бизнес от власти и равноудалить бизнес.
Понятно, чтобы выйти на положительный результат, предпринимателям должна быть гарантирована защита от всяческих манипуляций лоббистов и властных групп и использования строящихся массовых сообществ в политических целях, что сегодня дискредитирует само понятие МСП. Системно организованный бизнес не должен нуждаться в различных объединенных фронтах! Только массовая консолидация сегодня спасет бизнес и позволит ему по настоящему развиться в России.
Одновременно мы видим на политической поляне новую волну разрешенных властями олигархических групп, пытающихся использовать предпринимателей в реализации своих амбиций. Кто для МСП лучше: «прохоровские», «альфовские» или «озеровские»? Под кем лучше быть, чтобы выжить? Именно подобный вопрос стоял перед бизнесом в 90-е. Нам нельзя допустить его реализации в нынешнем виде!
Путь только один – строительство вместе с государством сообществ бизнеса двух типов: 1 - производителей товаров и услуг. 2 - работодателей. При этом, каждый предприниматель должен входить одновременно и в отраслевую ассоциацию (гильдию) как производитель и в союз (в зависимости от уровня бизнеса) как работодатель. Для реализации этой инициативы есть пошаговая программа, но пока нет интереса властей и политической воли.
Первоисточник и полная версия