Покупка готового бизнеса: Плюсы и минусы. Часть 1
Здравствуйте уважаемые коллеги. Как и обещал в первой статье, сегодня опишу, с какими плюсами и минусами я столкнулся при покупки готового бизнеса. А вот обзор готового бизнеса пришлось отложить, т.к. сильно занят.
Начав писать эту статью, я поймал себя на мысли, что просто перечислить плюсы и минусы будет недостаточно и изложить надо все максимально четко, хотя на эту тему трудно написать практическое руководство, но я постараюсь, поэтому будет много букв.
Первым плюсом, который я сразу осознал при покупке спортивного клуба, было наличие помещения. Меня это избавило от поиска подходящей аренды, а это как многие уже знают, бывает не так то просто, особенно в нише фитнеса. Конечно, бизнес процессы в каждом отдельно взятом бизнесе специфичны, но фитнесе процессы самым прямым образом влияют на требования к помещению.
Поэтому, когда будете присматривать бизнес, который хотите купить, помните, что наличие помещения очень сильно экономит время на старте и это плюс. Однако помещение может быть и минусом, который принесет немало головной боли, поэтому сразу расскажу про минусы и как их найти.
Как я выяснил, очень часто при продаже бизнеса выясняется, что арендодатель не собирается пролонгировать договор аренды. Еще чаще это выясняется после покупки, особенно если помещение находится в субаренде и является муниципальным.
Нивелировать этот минус можно очень просто. Нужно проверить договор аренды и перед передачей денег продавцу переоформить договор аренды на своё юридическое лицо. Кстати проверяя договор аренды, обратите внимание кто собственник. Если помещение в собственности у города, то сразу обратитесь в КУМИ (комитет по управлению муниципальным имуществом) с вопросом есть ли задолженность у арендатора, а так же обратитесь в РЭУ или управляющую компанию, которая обслуживает этот дом.
Если помещение в собственности у физического или юридического лица, то узнайте так же о задолженности компании.
Так же можно запросить все акты сверок по помещению у продавца бизнеса.
Задолженностей быть недолжно иначе есть риск, что её будет оплачивать новый владелец. Так было когда мы купили бизнес.
Стоит сказать, что аренду муниципального имущества переоформить на свое юридическое лицо не так просто (хотя это может и не потребоваться), так как нужно пройти предварительные торги, а это потерянное время.
Говоря про помещение, хочу отметить еще несколько плюсов. А именно наличие ремонта, что экономит много денег, и «прикормленное» место (хотя это не такой уж и весомый плюс для некоторых видов деятельности).
Следующий очевидный плюс, это наличие оборудования. Мне не пришлось искать поставщиков и покупать все самому это так же сэкономило мое время. Так же я не парил себе голову по поводу того как оборудовать помещение, все уже стояло на нужном месте. Конечно, потом мы все таки меняли расположение оборудования согласно требованиям новых бизнес процессов. Так сказать оптимизировали работу, это позволило высвободить дополнительные места в расписании клуба (про спортивный клуб читайте в прошлой статье), что сказалось на прибыли.
Конечно оборудование (особенно сложное) может вызвать массу проблем после покупки бизнеса, т.к. Вы можете не знать всех тонкостей работы с ним, а так же о его состоянии, изношенности и обслуживании.
Моей ошибкой было поверить продавцу на слово, что все оборудование в ИТС. И я об этом пожалел, т.к. очень скоро 40 % технического парка вышло из строя и из-за этого мы потеряли некоторых клиентов и понесли дополнительные издержки на ремонт.
Поэтому перед покупкой оборудования проверяйте его как следует, пригласите мастера пусть проверит и выявит износ. Не бойтесь показаться параноиком.
Техническая проверка оборудования вопрос важный, но еще важнее проверить оборудование юридически. Важно помнить, что оборудование может быть в залоге или аренде. Представляете картину, Вы купили бизнес, а через неделю Вам сообщают, что продавец не имел права продавать оборудование и забирают его?
Юридически проверить оборудование поможет бизнес брокер, как правило, это бесплатная процедура.
Следующим плюсом при покупке готового бизнеса является наличие штата сотрудников (хотя в нашем случае это плюсом не было)
Наличие сотрудников с опытом, дает время новому владельцу освоиться в компании и не спеша перенять нужный и важный опыт, а также избавит от траты времени на поиск и отсев персонала (я провел десяток собеседований, прежде чем сформировал устойчивую команду, заняло у меня это больше полугода).
Безусловно, работу персонала придется оптимизировать, но нужно это делать постепенно, иначе в самом начале пути можно остаться без процессников. И тогда придется искать новых людей, обучать их (а если Вы сами еще ничего не знаете, то, как это делать?).
Запомните: лучше плохо работающая функция, чем её отсутствие!
Следующий плюс – это поставщики!
При покупке готового бизнеса мы получаем базу уже проверенных поставщиков. Часто бывает, что поставщик предоставляет очень хорошие условия сотрудничества, которые нельзя получить, при начале бизнеса с нуля. Например, в нашем случае, я продавливал своих поставщиков расходных материалов на лучшие условия сотрудничества. Мне отгружали с большой отсрочкой и в максимально сжаты сроки. Иногда удавалось немного снижать закупочные цены. И после продажи бизнеса весь этот «блат» остался.
При покупке бизнеса, а точнее перед покупкой, желательно узнать есть ли задолженности перед основными поставщиками. Я столкнулся с этим, когда делал первый заказ расходников для нашего спортивного клуба. Мне просто закрыли отгрузки, т.к. мадам, которая нам продала бизнес умудрилась задолжать основному поставщику. Пришлось доказывать, что я новый владелец и ничего о её схемах не знаю, в итоге все разрулил.
Пожалуй, на этом я закончу и продолжу в следующей статье т.к. тема достаточно обширная и так сразу все е опишешь.
Спасибо за внимание и успехов в бизнесе.