Татьяна Герекли, инженер и товаровед по образованию, в 53 года потеряла работу. Этот досадный факт биографии и подтолкнул ее изменить жизнь — она занялась производством женской одежды под брендом Camille Cassard. Продается марка в основном за границей, поскольку найти свое место в российской рознице ей пока не удалось, рассказывает Герекли. В 2014 г. компания сумела утроить выручку по сравнению с предыдущим годом — до 800 000 евро.
«Дети выросли, бытовые задачи решены, и моя цель — организовать созидательный бизнес, от которого получаешь кайф. Это дает свободу, финансовое благополучие и здоровье, — говорит предпринимательница. — После 50 лет ты ничем не обременен, жизнь намного интереснее, чем в 25-30».
Раньше Герекли работала по найму и занимала управленческие должности. Была гендиректором мебельной компании на Украине, но, потеряв работу, вернулась в родной Санкт-Петербург. Встала на учет на бирже труда. Но «стоять на бирже» ей не понравилось. Герекли выбрала самозанятость, получив социальную субсидию в 258 800 руб. Ее дочь Дарья выучилась на дизайнера одежды в институте Polimoda во Флоренции, и они решили открыть семейное дело. Мать и дочь разглядели незанятую нишу — красивой и комфортной одежды для зрелых женщин.
Если верить в свое дело, быть упорным и обладать хорошими коммуникативными навыками, можно многого добиться даже в бюрократическом государстве, считает Татьяна. Например, ей выдали государственный грант на открытие собственного дела в размере 350 000 руб. от регионального комитета по предпринимательству. Она считает, что «надо играть по правилам, которые устанавливают чиновники, а самое главное, их надо тормошить, не сдаваться, требовать выполнения их обязательств перед бизнесом».
На государственные деньги было закуплено оборудование — японские швейные машины Siruba и Kansai. В 2011 г. мать и дочь зарегистрировали компанию и занялись экспериментами с тканями и покроями. «Мы разрабатывали модели и конструкции с учетом русского типа фигуры», — уточняет Герекли. Успех марке принесла продуманная концепция: современные ткани, красивые практичные модели и сдержанные тона. Camille Cassard стала участником престижной выставки в Париже, где основательницы компании познакомились с байерами, которые помогли им проникнуть на западный рынок. На зарубежные продажи сейчас приходится 98% (коллекция продается в магазинах Германии и Канады).
Новое старое поколение
В России наметился новый тренд — растущая самозанятость людей старше 50 лет. Они, как и 20-летние, первыми попадают под сокращения и решают работать как фрилансеры, а потом, если дело идет хорошо, создают небольшие фирмы, говорит Алена Владимирская, гендиректор рекрутингового агентства Pruffi: «Сейчас такие одиночки — это ростки будущих бизнесов».
В России предпринимателями становятся в 30-45 лет, а в более старшем возрасте — единицы, тогда как в мире немало 55-летних успешных стартаперов. Но сейчас российский рынок повернется лицом к этому поколению, считает рекрутер: «Таких людей стали нанимать охотнее: они опытны, стабильны и стоят обычно дешевле, чем молодые, особенно если это фрилансеры. А ведь еще недавно 57-летние бухгалтеры многих не устраивали».
В Екатеринбурге 10% бизнесов создают люди старше 50 лет. «Они часто делают бизнес из ноу-хау, — подмечает Юлия Малоземова, директор фонда “Екатеринбургский центр развития предпринимательства”. — Мы это видим по нашим бесплатным программам поддержки малого и среднего бизнеса». Сейчас в работе фонда 1000 инновационных проектов.
Взрослые предприниматели в основном люди от науки, часто кандидаты наук, но некоторые придумывают новый бизнес, не имея профильного образования, замечает Малоземова. К примеру, Георгий Шуголь, заведующий отделением хирургии уральской больницы, убедившись в дороговизне протезирования шейки бедра, разработал фиксатор для лечения переломов шейки. Его инновация позволяет избежать сложных и дорогих хирургических операций, избавиться от большого количества брака при шинировании, рассказали в фонде.
Самое трудное здесь — перевести научную разработку на коммерческие рельсы. «Мы помогаем изобретателям найти инвестора и управляющего проектом, — говорит Малоземова. — Недавно провели аукцион инновационных проектов. Сняли фильм о пяти ноу-хау предпринимателей города. В итоге Шуголь нашел менеджера проекта и инвестора».
Человеколюбивый сегмент
Николай Третьяк раньше работал на шахте в Инте, но в 50 лет решил все начать заново — переехал в Вологду, зарегистрировался на бирже труда. Безработным был недолго. Однажды он прочитал историю про московского инвалида-колясочника, который создал службу такси для инвалидов. «И подумал: чем я хуже? Я здоровый человек, в Вологде нет услуги пассажирских перевозок для инвалидов и маломобильных людей — родителей с колясками, владельцев собак», — вспоминает он. В 2012 г. он написал бизнес-план, обратился в службу занятости, где его поддержали, выделив небольшую субсидию. Зарегистрировал фирму по пассажирским перевозкам «Николай». «Назвал не своим именем, а в честь святого Николая-угодника», — объясняет Третьяк. С тех пор его минивэн, оборудованный пандусом, перевозит тех, кого отказывается возить обычное такси. Позже Третьяк выиграл тендер Вологодской областной больницы на перевозку пациентов, теперь у него есть партнеры — еще две машины и восемь водителей дежурят 24 часа в сутки, они всегда на связи с диспетчером скорой помощи. Третьяк пытался получить гранты, но ему всегда отказывали примерно с такой формулировкой: у инвалидов низкая покупательная способность и доходное дело с такими клиентами не построишь.
«Людьми старшего возраста чаще движет желание помочь окружающим, чем деньги», — уверяет Малоземова. Это не «горячее молодое желание», а обдуманное решение, поэтому у такого проекта высокий процент успешности.
Если молодежь чаще пробует себя в том, что рентабельно, не требует больших вложений, то предприниматель в возрасте занимается тем, к чему лежит душа, вкладывается в свое дело основательно, используя жизненный опыт, добавляет Максим Нахабо, директор по маркетингу компании СКБ «Контур». Компания проводит конкурс коротких видеороликов «Я бизнесмен». «В этом году наравне с молодыми предпринимателями чаще стали заявлять о себе представители старшего поколения, — говорит Нахабо. — Порадовало, что у них интересные бизнес-идеи — социально ориентированные или направленные на сохранение традиций. Они пользуются современными каналами для продвижения своего бизнеса — привлекают к голосованию за ролики в социальных сетях. И самое главное — видят перспективы для развития своего дела».
Другое дело
«Еще для поколения моих родителей старость начиналась в 50-55, а сейчас в этом возрасте начинается новый, потенциально лучший период жизни, — говорит Владимир Яковлев, автор проекта “Возраст счастья”. — Мы выпустили об этом отдельную книжку “Другое дело” — о людях, которые успешно работают и зарабатывают после 50. Тех, кто активно работает после 50, становится все больше».
Менять карьеру после 45-50 лет решаются не многие, поскольку это все еще сложно, убежден Яковлев: «Но главная причина проблем с карьерой — это даже не устаревшие возрастные предрассудки. Очень многие в этом возрасте пытаются работать так же и по тем же принципам, что и раньше. А так не получается. После 50 действительно наступает новый, необычайно интересный, лучший период в жизни, который имеет иные цели, иные ценности. И это обязательно нужно учитывать при выборе новой карьеры».
Первоисточник:
http://www.vedomosti.ru/career/news/38844441/est-li-biznes-posle-50?full#cut