Сибирский предприниматель Андрей Шевелев придумал онлайн-аукцион туров по ближайшему Подмосковью, где цену за отдых назначает сам покупатель. Уехать на выходные в приличный отель с питанием теперь можно за 1 рубль (не шутка).Как стать популярнее Booking.com и все потерять
Андрей Шевелев, создатель: «Я активный турист, очень люблю нашу природу, особенно в Сибири: Саянские горы, минеральные озера, тайгу. Увлечения и привели меня в туризм как в бизнес. До этого у меня была сеть сотовых салонов — 43 магазина, но я ее продал и решил построить турбазу в Хакасии. Климат там резко континентальный, поэтому туризм функционирует только зимой и летом, а вот в межсезонье совершенно нечем заняться. Большую часть времени база стояла пустой, и я занялся разработкой новой идеи — системы онлайн-бронирования для Сибири, которая собирала бы информацию по таким частным точкам, как моя турбаза, и делала бы ее доступной для агентов. Сибирские туристы до сих пор предпочитают пойти в турагентство, а не бронировать что-то самостоятельно, поэтому за год существования этот сервис, а не Booking.com стал лидером в Сибири. Сейчас к ней подключено более 120 объектов и больше 200 турагентств. Денежка очень слабенькая — всего получается 15%-ная комиссия. Мы отдаем турагентствам 10%, на оставшиеся 5% (около 250 000 р. в месяц) живем. Заработали за сезон почти 4 000 000 рублей, проводили от 50 броней в день, а потом началось межсезонье — и ноль броней в неделю. Что делать — непонятно. Я приехал в Москву и оплатил обучение в Фонде развития интернет-инициатив».
Например, полулюкс на фото ниже в загородном клубе «Четыре сезона». Тур на три дня и две ночи стоит 8480 р., а на аукционе был продан за 558 р.
Как за ночь сделать онлайн-аукцион
«В ФРИИ мы решили пилить тему, которая уже давно существует: сделать очередной «Биглион», но со специализацией на местном отдыхе, для начала — в Москве и Подмосковье. Два месяца работы — но ничего не получалось. Никто наш местный отдых брать не хотел. Потом, помню, я попал на лекцию про геймификацию и виральность в бизнесе и за ночь решил сделать туристический аукцион. Идея такая: торги начинаются от 1 рубля, шаг — тоже 1 рубль. Люди будут выторговывать лоты — в среднем за 40% от стоимости, вот и получится туристический «Купи купон». Так появился «Турбазар» — интернет-аукцион коротких туров по России. Вне сезона многие отели пустуют, а это хорошая возможность прорекламировать себя и заработать. А для покупателей это такой семплинг в сфере отдыха. Многие бы хотели съездить на выходные за город, но никогда не пробовали. Про отдых в Подмосковье ходит много легенд: дорого, плохой сервис. Мы как раз помогаем отелям развенчать этот миф, показать свои номера, развлечения, кухню. Причем гости получают хорошую скидку от отеля — до 80%».
Или видовой номер в отеле на воде «Малибу». Цена на двоих за три дня и две ночи — 8000 р., на деле лот ушел за 1697 р.
Что делать с непроданными номерами
«Из непроданных номеров отелей мы делаем тест-драйв-туры в отели, пансионаты, турбазы и дома отдыха на определенные даты. Происходит это с помощью аукциона со стартовой ценой 1 рубль, сам аукцион ограничен по времени. Чтобы выиграть тур, участники аукциона делают ставки. Побеждает тот, чья ставка максимальная на момент окончания аукциона. Чтобы принять участие и сделать первую ставку, пользователю необходимо сделать пост в социальной сети. Этот пост видят его друзья — и вовлекаются в торги. Этим и обеспечивается «рекламный эффект». Все вовлеченные в торги люди являются потенциальными клиентами отеля».
Почему сервис нужен гостиницам
«Мы не платим отелю за номера. Для отеля отдать один номер почти ничего не стоит, а мы гарантируем 10 000 показов этого номера потенциальной аудитории. Конечно, немного сложно объяснять отелям, что это не прямая дорога к букированию, как в Booking.com, а просто верная возможность заработать денег в несезон. Если отель просто рекламируется в поисковике, то платит 300 рублей за клик с конверсией в 2% (то есть 15 рублей за клиента), а у нас получает рекламу без затрат».
На чем можно заработать
«Для начала мы взяли номеров на 100 000 рублей за свой счет, чтобы выяснить, работает ли. Эффект приятно удивил: 42 ставки за день — и выходные в Сорочанах ушли за половину реальной стоимости тура. Если отель дает два номера на розыгрыш, мы ему гарантируем целевую аудиторию — не менее 10 тысяч человек. Делаем уникальные показы: создаем паблики, авторские рекламные публикации для размещения в соцсетях.
На старте мы заложили в бизнес-модель 10% от выторга, даже заключили договор с гостиницами «Четыре сезона» и «Русский двор» и стали их номера дистрибутировать через аукцион. Одни поверили нам сразу, другие не понимали, какой от нас толк. Мы гарантированно продаем, но неизвестно, за какую цену. Отельеры смотрели на нас как на сумасшедших: «Мой номер может продаться за один рубль?» Мы отвечали: «Ну да!» — и слышали в ответ: «Мы подумаем и перезвоним».
И ещё пример: в клубе-отеле «Галерея» отдых на две ночи стоит 12 850 р., аукцион выиграл покупатель со ставкой 5800 р.
Как увеличить масштаб
«Часть команды сейчас находится в Москве. Эти люди будут заниматься продвижением и отвечать за околомосковские регионы. Есть еще люди из Красноярска и Владивостока, которые сейчас здесь, чтобы в Красноярске и Владивостоке был свой «Турбазар». Планы наполеоновские: выйти на выручку в 100 000 000 рублей в год по итогам 2016 года. В России 20 тысяч объектов, которые попадают под понятие нашего партнера. Это загородные курортные отели, дома отдыха, загородные клубы и городские отели тоже».