За каблуком
Евгения Ленц , Бизнес-журнал
Публикуется с разрешения редакции
По оценкам маркетинговых агентств ABARUS и DISCOVERY Research Group, объем отечественного обувного рынка в прошлом году составил около 250–270 миллионов пар. При этом он довольно стабильно растет — в среднем на 6–8% в год. Обувь — вещь уязвимая и недолговечная. Для одних это каждый раз неприятное открытие, для других — способ заработать. Конечно, высокозатратный старт при запуске мастерских по ремонту обуви может отпугнуть новичков. Однако это обстоятельство смягчается потенциалом рынка: его перспективная емкость оценивается экспертами в 350-400 миллионов долларов в год.
Однако каждая десятая пара требует ремонта уже в первом сезоне, а каждая тридцатая, выполненная из дорогих материалов, — сложного ухода с использованием профессиональных средств. А это значит, что и у сапожников дел прибавляется. Потенциальную емкость рынка ремонта обуви эксперты оценивают в 350–400 миллионов долларов в год. Правда, потребители еще не осознали, что их обуви необходим хороший уход и своевременный ремонт, но процесс уже пошел. Как рассказывают владельцы мастерских, иногда поступают вполне солидные заказы: клиенты приносят по 10 пар дорогой обуви. Так что распространенное мнение о том, будто люди состоятельные обувь не чинят, а выбрасывают, ничего общего с реальной жизнью не имеет.
Однако большинство клиентов ремонтных мастерских — все-таки представители среднего класса. Пенсионеры заходят редко, чаще всего — для того, чтобы «обналичить» льготные талоны, которые получают от служб социальной защиты. Мастерские, как правило, ежемесячно направляют определенное количество таких вот карточек, предоставляющих 50%-ю скидку, в органы соцзащиты. С одной стороны, помощь, с другой — какой-никакой, а тоже способ привлечения клиентов.
Сейчас сейчас небольшой станок для самых простых действий сапожника можно купить за 19 тысяч рублей. Располагаются такие сапожники просто на улице, а в последнее время — в стеклянных будочках, где чинят обувь практически «на коленке». Обе столицы заполонили толпы кустарей с Кавказа, которые предлагают дешевый ремонт обуви с применением самых низкокачественных материалов. Они обходятся минимумом инструментов, а их работа недолговечна.
Есть и другая крайность - VIP-ремонт. Например, московская компания «Топ топ шуз» открыла сеть приемных пунктов в престижных торговых и деловых центрах. Ее клиенты носят обувь стоимостью от 500 долларов, а на ее ремонт тратят несколько тысяч рублей. Но с момента создания компании прошло уже почти три года, а VIP-заказы так и не обеспечили окупаемость.
Так что самым удачным форматом является хорошо забытый старый — пара комнат в цокольном этаже жилого дома, желательно хотя бы на второй линии домов. Хорошо, если удастся найти старую мастерскую, которую можно привести в божеский вид и начать работу.
Примерный бизнес-план:
Стартовые инвестиции (первый год) — без учета стоимости аренды помещения — от 100 тысяч долларов. В том числе:
· Ремонт — 5 тысяч долларов
· Оборудование — 60 тысяч
· Расходные материалы — 5 тысяч
· Коммунальные расходы и электричество — 1 000 долларов
· Продвижение (сайт, реклама) — 500 долларов
· Зарплата персонала (приемщица и два мастера) — от 20 тысяч долларов. Размер зарплаты зависит от выработки и складывается из процентов, которые работник получает с каждого заказа.
Второй год — расходы от 25 тысяч долларов (коммунальные расходы + зарплата + продвижение).
Третий год — расходы от 25 тысяч долларов.
Окупаемость — при условии увеличения потока от 5-6 до 30 пар обуви в день рентабельность в течение указанного срока растет с 6% до 15-18%.
Прибыль — по итогам третьего года от 35 тысяч долларов в год.
Еще не так давно ремонт обуви не пользовался серьезным спросом. А сейчас в Москве только занесенных в городской телефонный справочник мастерских по ремонту обуви насчитывается около 500. И это неполный список — мелкие заведения туда попросту не вошли. Спрос рождает предложение.