Во многих механизмах, при передаче движения от двигателя к исполнительному механизму необходимо плавно изменять передаточное отношение трансмиссии. Например, в автомобиле, при изменении скорости движения, всегда есть рассогласование между скоростью вращения колеса и оптимальным режимом работы двигателя. Несмотря на усложняющиеся коробки скоростей, мотор часто работает не в оптимальном режиме. Особо следует отметить страгивание автомобиля с места. В этом случае происходит варварский процесс истирания дисков сцепления, а энергия двигателя тратится на нагревание атмосферы. Далеки от оптимального решения такие же проблемы на электротранспорте. При разгоне поезда метро, например, или троллейбуса, нет возможности применить энергосберегающие технологии. Оказываются пока недоступными для использования на электротранспорте и наиболее экономичные синхронные электродвигатели, которые имеют лишь один возможный режим работы по оборотам. Необходимо преобразование передаточного отношения и в инструменте, таком, например, как гайковёрт. При заворачивании гайки, сначала потребное усилие малое – скорость вращения при малой мощности двигателя может быть достаточно большая. Когда при доворачивании гайки необходимо увеличение крутящего момента, следует увеличить передаточное отношение. Тогда с уменьшением скорости вращения, усилие бы увеличилось. Гайковёрт или шуруповёрт был бы лёгким и экономичным. И подъёмные механизмы и лебёдки работали бы иначе, если бы происходило изменение передаточного отношения: маленький груз передаточное отношение меньше – скорость больше. Большое потребное усилие – передаточное отношение больше, при малой скорости большой груз можно было бы поднять маломощным мотором. Особенно проблема преобразования передаточного отношения стоит в электроприводах насосов и вентиляторов. Плавный пуск электродвигателя, регулирование его оборотов и момента вращения – проблема .
Но этих недостатков можно избежать, если применить регулятор частоты вращения с преобразователем передаточного отношения в зависимости от потребной нагрузки на валу и регулирующий это передаточное отношение с учётом оборотов вала двигателя. Тогда на выходном валу будут изменяться крутящий момент и обороты при постоянных оборотах и крутящем моменте на валу двигателя. Обороты и крутящий момент двигателя остаются постоянными. Изменяется только передаточное отношение от двигателя к исполнительному механизму, изменяются обороты и крутящий момент на выходе. Переменными являются величины передаточного отношения и, соответственно, обороты выходного вала и крутящий момент, которые автоматически изменяются, в зависимости от соотношения потребной и располагаемой мощности. Это позволит при разгоне плавно и в очень широком диапазоне изменения скоростей, от самого начала движения, почти без потерь, эффективно использовать единственный, наиболее выгодный режим работы двигателя.
Применение преобразователя в схеме редуктора винта вертолёта или автожира даёт возможность раскручивать винт быстрее, упрощает и удешевляет конструкцию редуктора. В инструменте появляется возможность, в зависимости от потребного усилия, автоматически изменять передаточное отношение его трансмиссии. В процессе разгона автомобиля обороты выходного вала нарастают с изменением передаточного отношения. При страгивании транспортного средства, передаточное отношение трансмиссии имеет максимальную величину. Разгон происходит почти без потерь, на оптимальном режиме по мощности. Если это электропривод локомотива или троллейбуса, то можно непосредственно, не применяя сложных электронных устройств, использовать выгодный синхронный электромотор. Особенно необходимо остановиться на использовании преобразователя передаточного отношения в электроприводах насосов и вентиляторов, на которые расходуется более трети всей вырабатываемой электроэнергии. Например, считается, что использование насосов, оснащенных преобразователями частоты, позволяет сэкономить до 60% электроэнергии, до 30% воды, значительно уменьшить опасность разрывов трубопроводов, т.к. при плавном пуске двигателя насоса исключаются гидроудары в системах, а регулирование скорости исключает избыточное давление. Но использование преобразователя передаточного отношения позволяет получить этот же результат, не используя сложных, дорогих и ненадёжных устройств – электронных преобразователей частоты