Это реально работающий (точнее, работавший) бизнес. Специально его никто не придумывал. Он сложился стихийно, практически сам собой. Но идея хорошая…
А дело было так. В 2004-05 гг я работал системным администратором в компьютерном клубе. Как раз к тому времени такой вид бизнеса исчерпал себя, и клубы закрывались один за другим. Собственно, и меня держали только на пол-ставки.
Хозяин моего клуба держался до последнего… Чтобы поддержать посещаемость своего заведения на более-менее приличном уровне, он расклеивал по всей округе рекламные объявления. Днем печатал на принтере, а по вечерам вместе с женой ходил и расклевал на столбах и остановках. В принципе, эффект от этого был. Расклеенные за вечер 50 или 100 объявлений, обычно давали 2-5 новых клиентов на следующий день. И вот такая перманентно вялая рекламная компания продолжалась длительное время.
Тут надо заметить, что основной контингент в компьютерных клубах – это дети и подростки. Вокруг этих клубов с годами формируется своя тусовка. Эти компании здесь не столько играют в свою контру и энфээску, сколько тусуются с утра до ночи. И почти все без денег… И повадилась эта молодежь канючить у хозяина, у дежурного оператора, у меня (сисадмина), чтобы их пускали играть в долг. Или в обмен на мелкие бытовые услуги.
Поскольку к тому времени в клубе половина компьютеров всегда пустовала, хозяин придумывал для жаждущих какие-то мелкие поручения. Они бегали в киоск за cuгapeтами, мыли полы, выносили мусор. Даже машину хозяину мыли. За это он их пускал за компьютеры играть. В зависимости от наработанного - от одного часа до целой ночи.
Ну и в один прекрасный момент начали они и объявления расклеивать. И преуспели в этом, как хозяину и не снилось. Ходили по двое (так удобнее расклеивать). Бывало, «на задание» отправлялось сразу 5-6 пар. За вечер расклеивали полторы-две тысячи объявлений ! Эффект был сразу очень ощутимым – клиент повалил…
Хозяин клуба, надо отдать ему должное, эту затею быстренько организовал и систематизировал. Клей ПВА и кисточки начал покупать оптом на базе. 100 тыс листовок заказал в типографии (оригинал-макет делали сами – все же компьютерщики). Из дома приволок кучу старой одежды – это для пионеров, чтоб домашнюю чистую одежду не пачкали. Стал грамотно разрабатывать маршруты – какой группе где клеить. Стал выделять старших-проверяющих, которые следили, чтоб листовки не выбрасывались. Ну и все в таком духе…
В общем, рекламная компания получилась необычайно эффективной. А главное – почти бесплатной. Затраты – только на бумагу и клей. Подросткам он денег не платил, система оплаты была строго бартерной. От желающих клеить объявления не было отбоя.
Но основной бизнес наступил позже. К хозяину стали обращаться коммерсанты-приятели с просьбой расклеить их рекламу. А с них он уже брал деньги. Точно не помню – сколько… Кажется, 300 руб за тысячу шт. Расклеивали до 2 тыс шт за день. Клеили хорошо, не халтурили. И заказы были постоянно…
Формально, вся эта затея какая-то нелегальная. Чуть ли не эксплуатация детского труда. Но на самом деле, работала удивительно слаженно. Все были довольны. И похоже этот рекламный бизнес денег приносил уже больше, чем основной.