Добрый день, уважаемые участники сообщества!
Мой вопрос – о новом шаге в развитии бизнеса. Но для начала расскажу «краткое содержание предыдущих серий».
[!!! перечитал свой пост – увы, кратко не получилось. Однако, возможно у кого-то хватит сил и терпения прочитать текст – и возможно, в процессе чтения/ответа найти что-то для себя новое и полезное, сделать открытие… по крайней мере я в процессе начал как-то тоже «прозревать»…]
(может, у вас есть свои похожие истории? было бы очень интересно их услышать).
Бизнес в области сувенирной продукции. Началось всё в 2010 году с кухонного стола, на котором я собирал мелкие поделки для продажи в туристических местах (в основном брелки-значки-магниты). Никакого специального оборудования и приспособлений. Постепенно, по мере роста доходов, перешел на наемный труд. На первых порах это были надомники. Я привозил материалы, забирал готовую продукцию. Всё это было неофициально. Со временем стали расти объемы производства, надомники справлялись с трудом. Я начал работать с организациями инвалидов. Схема та же – привёз материалы – забрал продукцию, только централизованно и официально, по документам.
До этого момента у меня не было никакого офиса (точнее, был «мой дом – мой офис») и склад в подвале дома и гараже. На деловые встречи я ездил к клиентам сам (не на кухне же их принимать!). Затем снял помещение под офис-склад. Нанял помощника на пол-ставки (на целую еще дорого). Потом второго помощника вместо первого. Какая-то работа делается в офисе (сборка срочных заказов из сувенирных заготовок – типа вставить картинку в заготовку брелока и в том же роде). Время от времени обращаюсь за услугами к стороннему бухгалтеру (если нужны какие-то сложные отчеты).
Условно историю можно разделить на такие этапы: кустарное производство своими руками; надомное производство; производство на аутсорсе.
Клиенты: сувенирные магазины в туристических местах, книжные и прочие магазины, торгующие соотв. продукцией; корпоративные клиенты (заказы на мелкие подарки по различным поводам). Первые два типа клиента – это потребители «стандартной» продукции (например, сделал брелок с видом/названием какого-то города и в неизменном виде можно продолжать делать очень долго). Корпоративные клиенты – это разовые заказы, каждый раз что-то новое. Заказы бывают то мелкие (что порой провоцирует желание перестать с ними работать вообще) то достаточно крупные, после которых задумываюсь о том, не сделать ли это главным направлением бизнеса. Первые платят с отсрочкой, или по мере реализации, часто задерживают платежи. Вторые – по предоплате 100%.
Стратегия: расширение ассортимента (новые ассортиментные позиции – сумки и т.д.; новые разновидности существующей продукции – например, новые виды брелков); расширение географии (новые города, близкие и более отдаленные); новые типы клиентов (например, сумки можно предлагать уже не только сувенирным магазинам, а более широкому кругу покупателей).
И вот на данный момент кто что делает:
Я – развитие, стратегия; разработка продукции (за почти восемь лет стал почти технологом и материаловедом); общение с клиентами, от приема до передачи заказа; примерно 1/3 работы по доставке (остальное – самовывоз и помощник); выписка документов; работа с сайтом, соц.сетями; дизайн изображений (фотошоп, корел… когда что-то очень уж серьезное – обращаюсь к стороннему дизайнеру); доставка материалов на производство, доставка продукции с производства и т.д.
Помощник (№2): сбор заказов, общение с посетителями офиса, сбор на месте мелкой сувенирки; доставка заказов. (до этого помощник №1 еще как-то с горем пополам делал несложные дизайны, выписывал договора и накладные.
Аутсорс-организация: сборка 90% продукции.
Всё бы хорошо, но в какой-то момент я почувствовал себя заложником своего бизнеса. Для людей со стороны это мечта - бизнес работает стабильно, я не привязан к графику… а я вижу, что уперся в какую-то стену. Я вижу свою задачу в разработке настоящей стратегии, в переговорах с ключевыми клиентами, а не в той рутине, которая в основном выматывает и отнимает время.
Что именно отнимает время?
- прием заказов у существующих клиентов;
- ответы на «идиотские» звонки, когда кому-то нужен один значек и он путает меня с интернет-магазином (или делает вид – потому что цены у меня оптовые, как минимум раза в 3-4 ниже того, что есть в рознице).
- обсуждение заказов/дизайна с корпоративными клиентами (иногда они хотят, например, 30 значков с их логотипом… да, можно сказать что мы работаем от такой-то суммы или от такого-то заказа… но кто знает, может через месяц они закажут пять тысяч…)
- составление договоров, выписывание документов;
- разработка дизайнов для продукции (даже когда надо «тупо» взять картинку и добавить к ней надпись – например, «город Н», «такой-то вид» - или вставить в шаблон логотип корпоративного клиента – это время).
- сайт и соц. сети (впрочем, это почти заброшено).
Опыт работы с наемными работниками показывает, что они редко бывают собранными. Многое за них приходится переделывать. Например, первого помощника я со временем научил выписывать накладные, оформлять договора… но всё равно то тут то там выходили ошибки, приходилось исправлять то дату то еще что-то… то же самое с дизайном – он делал картинки, но всё равно не так как надо, приходилось их переделывать. Иногда возникало ощущение, что я каждый день учу их одному и тому же и каждый день им надо по новой учиться. При этом, бывало и так, что в суматохе мне было проще сделать что-то хорошо самому, чем научить работника.
Ощущение, что все собранные и ответственные люди уже сами работают на себя (или пришли к тебе чтобы со временем клонировать твой бизнес). Оба моих помощника устраивались через знакомых, то есть с доверием особо не было проблем. Но иногда мне хотелось их потрясти, потому что было ощущение, что они просто уснули или решили провести «итальянскую забастовку». Конечно, я понимаю, что как владельцу бизнеса мне «надо больше всех». Но что-то надо делать… искать и как-то обучать работников… пускать их в свободное плавание… мотивировать… может, перестать быть излишне лояльным…
Но ведь как-то возникают и растут целые корпорации с сотнями и тысячами сотрудников. И даже если где-то кто-то может втихаря раскладывать пасьянсы или тратить ресурсы корпорации на распечатку своих курсовых/дипломов процесс всё равно идёт, потому что работает СИСТЕМА. Вот сейчас вспоминаю фильм «Москва слезам не верит» - про то, что самое сложное обучить троих.
Но вопрос – кого брать? Как строить начальную оргструктуру? Взять бухгалтера на полставки для обеспечения документооборота? Менеджера? Выстроить между ними какую-то цепочку взаимосвязей? Когда делаешь всё или почти всё один, это сложно но в то же время как-то понятно… сам отсчитал, сам выписал накладную… тут я уже начал присматриваться к некоторым смежным бизнесам – например, приезжаю к поставщикам за какими-то материалами, смотрю как у них всё распределено… и вроде всё просто и логично до тех пор, пока не стал прикидывать это на свой бизнес.
Опасения:
- невозможность обеспечить зарплату работникам при найме их слишком большого количества (или искать универсального работника, который бы смог делать всё или почти всё – но тоже – за какие деньги и нужна ли ему будет в итоге наемная работа);
- страх, что при усилении давления работники будут саботировать процесс;
- возможно, создание нерациональной оргструктуры, когда задачи и нагрузка будут распределены непропорционально, когда обязанности будут перекидываться от работника к работнику (это не моё дело).
- сохранность материалов, продукции, интеллектуальной собственности (много дизайнерских наработок, изображений).
- трудовая дисциплина.
Возможно, получилось очень сумбурно. Может, надо действовать методом проб и ошибок… не знаю. Интересно получить обратную связь от тех, кто сталкивался с подобными проблемами.
Хорошая новость в том, что каждый раз кризис заканчивался переходом на новый уровень развития. Тем более, не я первый, не я последний… но пока от мыслей «что делать» раскалывается голова…
Благодарю за внимание!