Позавчера Путин помянул Перельмана — в известном контексте. Вчера об этом написали все газеты. И вот это подвигло меня на досужие размышления о Перельмане и его миллионе. Точнее о том, почему он от миллиона отказался.
Я исходил, не зная, естественно, Перельмана лично, из трех посылок. Первая — он очень неприхотлив в быту и обыденную жизнь знает неплохо. Вторая - более всего его интересует математика. Это его всепоглощающая страсть. Третья — одновременно он очень рациональный человек, ибо не поэт, а математик. То есть свое решение он принимал после строгих размышлений.
Итак, вот мои версии объяснения того, почему Перельман не берет миллион долларов (или евро — неважно).
Он рассуждает так. Что будет, если я этот миллион возьму? Тогда случится — с большой вероятностью — что-то из следующего:
меня в моей квартире или на улице тут же ограбят и еще, не исключено, прибьют;
зная, что мне-то деньги не особенно нужны, тут же появится масса «друзей» и «коллег», которые попросят у меня взаймы; и, конечно, не вернут в ближайшие пятьдесят лет;
непременно появится какая-нибудь гарна дивчина, которая страстно меня полюбит; отбиться я не смогу — далее она скоренько промотает эти деньги, после чего окажется, что я испортил ей жизнь;
журналисты, от которых мне пока удается скрываться, тут уж от меня не отстанут — будут следить за каждым моим походом в булочную;
мне пачками начнут поступать приглашение на участие во всякого рода презентациях, ужинах, обедах и завтраках;
множество фондов и благородных собраний захотят вложить эти деньги в самые милосердные и общеполезные проекты — раз я сам их не трачу: отказывать неприлично — вроде бы жадный, а дашь — деньги разворуют;
если сделать самое разумное — взять деньги и купить на них большую и удобную квартиру, то за этим потянется мебель и много всякого другого барахла; столько хлопот и забот, от которых я сейчас избавлен;
а если я вдруг привыкну жить так, как полагается миллионеру, а миллион однажды закончится (а это точно случиться, ибо миллион есть величина конечная), то как я потом вернусь к нормальной жизни?;
и вообще, почему я должен думать о том, как потратить эти деньги, если мне и так есть о чем думать, а размышления о деньгах — самое неинтересное и бессмысленное из этих размышлений.
Словом, нет ни одной рациональной причины брать этот миллион. Напротив, всё говорит за то, что если я его возьму, то просто испорчу себе жизнь.
По-моему, так должен думать Григорий Перельман. И, по-моему, именно так он и думает. И практически все мы можем ему только позавидовать. Ибо у нас не хватит смелости так думать, а если хватить смелости — то только думать. А наша (моя в том числе) естественная алчность не позволит нам так сделать.
Может, дело и не в смелости, а просто в том, что математик Перельман точнее нас просчитывает риски. А мы все, конечно, полагаем, что уж мне-то, конечно, повезет. Ибо я умный, ловкий и предусмотрительный.
Но Перельман знает, что нельзя быть умнее, ловчее и предусмотрительней законов природы и общества.
И если тебе хватает того, что у тебя уже есть, то нет никакого смысла принимать дары и награды — даже и не от данайцев. Даже заслуженные.
Видимо, Григорий Перельман один из немногих в этом мире, кто не только знает, что такое счастье, теоретически, но и почти постоянно — когда к нему не пристают с миллионами и другими глупостями или заботами — счастлив. И не хочет это счастье терять.
В.Третьяков