В. ВЛАДИМИРОВ, технический директор ООО “ДМТ”
Процесс легальной организации маршрутизации и передачи международного и национального
трафиков (интерконнекта) крайне важен для безопасного развития телекоммуникационной сферы. С
ним связано много проблем, решение которых стало ежедневной деятельностью многих операторов.
Большинство диспутов и дискуссий по этому вопросу, в конечном счете, сводятся к экономике.
Лидеры и уже давно работающие операторы хотят защитить доли своих рынков, в то время как новым игрокам необходимо занять свою нишу, получая при этом прибыль. В результате, процесс принятия решений по интерконнекту определяется тем, насколько успешно и эффективно различные игроки рынка смогут достичь своих целей.
Задача же регуляторов заключается в том, чтобы установить как можно более нейтральную в экономическом плане систему интерконнекта. Таким образом, успех или неудача конкурирующих операторов в большой степени будет зависеть от их управленческих и бизнес-стратегий.
В последнее время серьезной проблемой для телекоммуникационных регуляторов и операторов во всем мире стал мошеннический обход интерконнекта, заключающийся в незаконном использовании GSM-шлюзов с целью обхода
легальных транзитных узлов связи для терминации входящего международного и национального трафиков с использованием VoIP. При этом входящие вызовы очень часто приходят без идентификатора абонента (CLI). Этот сценарий известен как феномен SIM Box.
Трафик, передаваемый лицензированными операторами, но во избежание оплаты интерконнекта терминируемый нелегально, также относится к этой категории.
Использование GSM-шлюзов (SIM Box) для перепродажи трафика может осуществляться и в нарушение договора на оказание услуг сотовой связи, поскольку абонентские контракты, как правило, не подразумевают перепродажу голосового трафика третьим лицам.
В таких случаях использование GSM-шлюзов также представляет собой мошенничество. Этот аргумент в настоящее время используется операторами во всем мире в качестве одного из оснований для приостановки обслуживания выявленных GSM-шлюзов.
GSM Ассоциация (GSMA) считает, что мобильные операторы должны иметь возможность свободно выбирать меры и инструменты для предотвращения использования GSM-шлюзов сторонними поставщиками услуг связи. В качестве
одной из мер является тщательная проработка коммерческих условий при подписании договоров на интерконнект, исключающих использование GSM-шлюзов для маршрутизации трафика. Кроме того, операторы должны иметь
возможность свободно выявлять, идентифицировать и прекращать абонентские контракты, составленные в нарушение договора или какого-либо национального законодательства, предотвращая таким образом использование этих
устройств.
GSMA рекомендует национальным законодательным органам запретить использование GSM- шлюзов поставщиками услуг по
маршрутизации трафика. Вместо этого, от таких поставщиков необходимо требовать установить надлежащий интерконнект либо непосредственно с операторами мобильной связи, либо с транзитными операторами, которые имеют прямой интерконнект со многими странами и в состоянии обеспечить соответствующий уровень качества обслуживания.
Существует два фактора, которые способствуют использованию GSM-шлюзов:
различие между стоимостью терминации международных и внутренних вызовов. Если стоимость терминации международного трафика выше внутреннего, появляется стимул для оператора пропустить международный вызов в качестве национального и таким образом сократить расходы;
разница между международным расчетным тарифом на мобильную связь и местным розничным мобильным тарифом. Если местный розничный тариф ниже по сравнению с международным расчетным тарифом, оператор GSM-шлюзов
опять же имеет стимул пропустить международный звонок как национальный вызов, используя GSM-шлюз.
Согласно отчету Федеральной комиссии по связи (FCC) от 2 июля 2004 г., сокращение международных расчетных тарифов компенсирует увеличение количества оплачиваемых минут. Результатом является то, что чистые платежи поставщиков услуг связи США иностранным провайдерам сократились на 45 % — с 5,4 млрд. долл. в 1997 г. до почти 3 млрд. в 2002 г.
Таким образом, местные операторы извлекли непосредственную пользу из более дешевых методов терминации входящего голосового трафика. Потери прибыли, с которыми сталкивается оператор входящей сети, проиллюстрированы на рис.1, из которого видно, что:
операторы GSM-шлюзов поль зуются разницей, когда (D) > (B); стоимость терминации международных входящих (D), например, 0,13 евро/мин.;
самый дешевый местный розничный тариф (B), например, 0,10 евро/мин.;
операторы GSM-шлюзов продают трафик ниже обычной стоимости терминации входящих вызовов (А) < (C);
SIM Boxes обходят легальный интерконнект; оператор терминирующей сети теряет 0,03 евро за минуту, т. е. (D) — (B).
Мобильные операторы могут иметь тарифные планы, которые предлагают низкие тарифы на интерконнект другим операторам мобильной связи в этой стране. SIM-карты этого оператора впоследствии могут быть использованы для обхода звонков, адресованных другим операторам. Это показано на рис. 2. Из него видно, что: план Off-Net использует более дешевый местный тариф связи других мобильных операторов;
SIM Box операторы получают прибыль, когда (D) > (B), например, 0,02 евро чистой прибыли в минуту;
терминирующая сеть получает местный тариф связи;
испытывает финансовые потери, если (А) < (C), например, 0,03 евро чистого убытка в минуту.
Следует отметить и влияние GSM-шлюзов на качество вызовов: они могут иметь ограниченную пропускную способность, что приводит к отбою вызовов; установление вызовов занимает больше времени; доля успешных соединений может быть значительно снижена; плохое качество передачи речи; используется запрет на определение номера (CLIP), что снижает возможность принятия вызова;
обратный вызов невозможен из-за отсутствия или неправильного номера телефона (MSISDN) у принимающей стороны;
статистика по международному трафику становится неточной.
Кроме того они оказывают влияние на доходы операторов: GSM-шлюзы приводят к значительной потере доходов от связи (как международной, так и внутренней);
ухудшение качества связи вызывает дальнейшие потери доходов и неудовлетворенность конечного абонента;
лишние инвестиции в радиосеть с целью борьбы с перегрузкой из-за использования GSM-шлюзов в отдельных секторах. Объем убытков может быть значительным (см. таблицу).
Наиболее эффективный метод противодействия SIM Box операторам заключается в сокращении разрыва между местными тарифами и стоимостью терминации международного трафика. Однако это будет означать, что розница будет ограничена в предоставлении конкурентоспособных ценовых предложений.
Еще один метод заключается в организации тестовых вызовов из различных точек мира и от разных операторов, в том числе: операторов мобильной связи GSM (в том числе MVNO); операторов мобильной связи UMTS;
традиционных фиксированных
операторов (PSTN);
операторов VoIP.
Данные тестовые вызовы будут поступать на SIM-карты со специально активированным профилем
(CLIRO), который позволит увидеть реальные номера, с которых осуществляется генерация звонков.
Далее путем анализа определенных телефонных номеров делается вывод об использовании обхода
легального интерконнекта с помощью GSM-шлюзов.
Основная цель выявления SIM Box через проверки CLI заключается в том, чтобы получить перечень
действующих номеров MSISDN, насчет которых оператор может быть уверен, что они используются
в GSM-шлюзе.
Чем быстрее оператор блокирует обнаруженные мошеннические SIM-карты, тем быстрее оператор
SIM Box понесет свои потери, вызванные использованием GSM- шлюзов.
Дополнительно ко всему рекомендуется добавить условие “справедливого использования”
в условия договоров с конечными абонентами, говорящее о том, что оператор имеет право вносить из-
менения в тарифный план на обнаруженных номерах (MSISDN), где схема использования свидетельствует о том, что данная SIM-карта используется в SIM Box. Тарифы выше стоимости интерконнекта будут сводить на нет прибыльность мошеннического использования.
Рекомендации:
определение расчетных тарифов и тарифов на терминацию трафика должно быть скорректировано в целях предотвращения мошенничества. Не должно быть никаких расхождений в международных и внутренних тарифах, чтобы не было никаких стимулов для SIM Box операторов;
при необходимости должно быть внедрено техническое решение для выявления обхода легального интерконнекта. Все заинтересованные стороны должны быть частью этого процесса. Требования и масштабы этого решения должны быть четко определены;
успешное осуществление этого технического решения любым из операторов подлежит адекватной
поддержке законодательной базы, в отсутствие которой некоторые операторы могут прибегнуть к за-
держкам ограничения числа обнаруженных SIM Box;
регуляторы должны играть активную роль в предотвращении телекоммуникационного мо-
шенничества и инициировать информационную кампанию, чтобы каждый четко понимал смысл мо-
шеннического обхода легального интерконнекта.
Потери доходов при терминации международного трафика
Интерконнект-трафик в день (международный), млн. мин. 4
Интерконнект-трафик в месяц (международный), млн. мин. 120
% от общего объема трафика, проходящего через SIM Box 18,75
Трафик, терминированный с использованием SIM Box, млн. мин. в месяц 22,5
Международный тариф на терминацию трафика, евро/мин. 0,06
Средняя стоимость локального трафика, евро/мин. 0,03 Разница между международным тарифом и средним локальным
тарифом, евро/мин. 0,03
Потери дохода от интерконнекта за месяц, евро 675 тыс.
Потери дохода от интерконнекта за год, евро 8100 млн.
http:__//www.dmtel.ru/pdf/DMT.pdf?0bfff0064555bed22b8477fe4b10ef9e=f466e01f0c0f54bb5a09c111ea7519ae
(Вестник связи.№8.2009г)
Судя по этой статье вы предлагаете мошенничество.