решил заняться диагностикой и заправкой автокондиционеров... Будет интересен опыт людей занимающихся этой темой.
Журнал
Автопилот, N2/2004:
ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИМалый автомобильный бизнес иногда начинается с большой дружбы и большого желания заработать. Других предпосылок, кажется, нет и в помине.
Степан и Никита -- друзья с детства. Сегодня они совладельцы и по совместительству мастера небольшого, но вполне успешного автосервиса, расположенного на одной из оживленных трасс Москвы. Главная специализация мастерской, имеющей неплохую репутацию во всевозможных "автоконфах", -- заправка и ремонт кондиционеров. В рекламных брошюрах сервиса среди прочего вы найдете и советы, общий смысл которых таков: доверяйте профессионалам и не подпускайте к своим автомобилям "пэтэушников" и "самоделкиных". Если бы несколько лет назад кто-то сказал нашим героям, что они "побронзовеют" до такого уровня, они бы не поверили.
Степан работал на телевидении и слыл неплохим оператором. Никита после техникума и армии торговал на рынке, а когда совсем "замучили бандиты", устроился слесарем на станцию техобслуживания по соседству с домом. Освоившись на новом месте, Никита заметил, что лучше всех на станции живет хитроватый мастер по обслуживанию кондиционеров. Его все уважительно называли "папой". Несмотря на то, что половину выручки мастер отдавал хозяину, за одно лето заработал себе на приличную дачу в Подмосковье. История его личного успеха, берущая начало в том далеком времени, когда в России только начали появляться машины с кондиционерами и никто еще толком не знал, как их обслуживать, была обворожительна. В пересказе Никиты она выглядела так. Как-то на "папиной" "трешке" BMW перестал работать кондиционер. За советом "папа" поехал к коллегам в одну известную фирму, специализирующуюся на баварской автомототехнике. Там выяснилось, что в кондиционере просто кончился фреон. Но за заправку и небольшой ремонт с него взяли $250. Это "папу" возмутило до такой степени, что он решил самолично разобраться во всех тонкостях процесса. И разобрался. Оказалось, что главная сложность в заправке кондиционеров была в том, как фреон загнать "в систему". Заграничного оборудования "папа" достать тогда не мог, но быстро нашел выход -- снял компрессор с обычного советского холодильника. Фреон был найден на одном из заводов по цене 12 рублей за килограмм. За заправку кондиционеров "папа" стал брать не "грабительские" $250, а "божеские" $100. Первое лето выдалось жаркое, и клиент с деньгами повалил валом.
История чудесного обогащения "папы" будоражила умы Никиты и Степана. И они решили действовать. Проблему поиска компрессора от холодильника начинающие бизнесмены решили быстро. Дали денег бомжам, кормящимся на городской свалке, и те на следующий день принесли около полусотни различных экземпляров, свалив их в кучу прямо под окнами Никитиной квартиры. Затем за $400 долларов был куплен прибор-течеискатель, за $550 -- аппарат для аргонной сварки. Сварщиком, кстати, был назначен Степан, до того момента ни разу не державший в руках ничего, кроме телекамеры.
Договорившись с небольшой автомастерской на набережной Яузы о принципах сотрудничества, компаньоны дали объявление в газете "Из рук в руки" и в июне 1997 года приступили к работе. Первый месяц не получалось ничего. Кустарное оборудование давало сбои. Как отмерять фреон, друзья не знали, и потому "лили" его "на глазок". Водопровода, а следовательно, и воды, совершенно необходимой для проверки компонентов системы, на территории мастерской не было, и ее приходилось, прячась от клиентов, таскать ведерками из Яузы. Опыт черпали по ходу дела. Сейчас Степан со стыдом вспоминает, какие грубые швы он тогда накладывал и сколько радиаторов загубил поначалу. Основные принципы сварки ему растолковал один из клиентов, а чтобы познать секреты профессии, Степан специально ездил к "аргонщику" из конкурирующей фирмы. Тот откровенно глумился: "Как я могу тебя научить? Я варю так же, как хожу и дышу. И знаешь, сынок, есть вещи, которые нужно доверять только профессионалам".
Но отступать друзья не собирались, да и отступать было поздно. В жаркие дни лета к ним приезжало по 10--15 машин. И даже с вычетом "отступных" хозяину мастерской каждый из них ежедневно зарабатывал не менее $100. За один только сезон они вернули вложенное и получили достаточную прибыль, часть которой вновь потратили на закупку оборудования. На сей раз инвестиции в орудия труда были серьезными -- на новый течеискатель, вакуумный отсос, мерную колбу, манометры и прочие нужные вещи было потрачено свыше $2500. По мере роста профессионализма росли и доходы. Рекордным стал знойный июльский день 1998 года: выручка составила $2 тысячи! Все было замечательно. Кроме одного: приходилось кочевать от одной точки к другой. Ведь собственных "производственных площадей" у наших героев не было. И хотя везде они делились прибылью со своими арендодателями, рано или поздно становились персонами нон грата. Потому что везде рано или поздно начинались конфликты между теми работниками, кому посчастливилось приобщиться к "кондиционерным" деньгам, и теми, кому не посчастливилось.
В конце концов компаньонам это надоело. Взяв в Сбербанке кредит на неотложные нужды, они купили уже зарегистрированную фирму, арендовали помещение, наняли несколько слесарей и приступили к работе.
"Даже на официальных сервисах не умеют того, что умеем мы, -- говорит Степан. -- Они же делают общий ремонт. А у нас -- специализация. Был недавно случай. На автомобиле одного известного американского производителя заклинил ресивер-осушитель. Хозяин машины сначала поехал к "официалам". Они заставили его купить новый компрессор. Поставили. Но через два дня он снова сломался. А все потому, что продуктами износа старого компрессора была засорена вся система. Ее не промыли, и мусор забил и новый компрессор. Он приехал к нам, и мы все ему сделали тип-топ. Мораль: доверяйте профессионалам!"