Статья из августовского номера Forbes:
Всем крышка!
Неопрятные граждане с помятыми лицами перебирают мусор на свалке южного городка Кропоткина (Краснодарский край). Они изымают из груды отходов не только стеклянную тару и алюминиевые банки, которые охотно принимают пункты вторсырья, - в мешки отправляются пластиковые бутылки, флаконы и прочие изделия из пластмассы. Тоже востребованное сырье? Здесь – да. Двое местных предпринимателей Александр гребенников и Юрий Плаксин нашли этим отходам применение – их фирма «Омега» производит из них канализационные люки. Пластмассу для этого собирают не только в Кропоткине, но и на свалках соседних городов. «Нам нужны горы полимеров», - Объясняет Гребенников.
Вообще-то поначалу они собирались делать черепицу. Технология давно используется в России: пластиковые бутылки, пакеты, упаковка плавятся, перемешиваются в пропорции один к трем с песком, заливаются в пресс-формы. Плаксин три года назад пришел с этой идеей к своему будущему партнеру, который к тому времени уже был состоявшимся бизнесменом: владел несколькими магазинами и торговыми точками, продававшими продукты питания, мебель и стройматериалы. Но пока Гребенников просчитывал бизнес-план, рядом с одним из его магазинов украли крышку чугунного канализационного люка, и он чудом не повредил свою Peugeot. О черепице тут же забыли.
Оборудование собирали сами. Агрегат по измельчению отходов обошелся в 3,5 млн рублей, но моментально вышел из строя: поставщики вторсырья плохо сортировали пластик, в нем оказались битый кирпич и куски арматуры. Были и другие промахи. Это сейчас люки, по словам создателей, могут выдержать грузовик, а первые опытные образцы из-за нарушения пропорции между песком и пласиком рассыпались в руках. В довершение неприятностей предприниматели того же Кропоткина решили заняться аналогичным производством и сманили у Гребеникова с плаксиным лучшего бригадира.
Преодолев производственные трудности, создатели «Омеги» озаботились бесперебойной поставкой сырья. Они, например, организовали несколько бригад сборщиков из бродяг. Конкуренты посмеиваются. «Мы определенный полиэтилен туда добавляем, они – все подряд, чтобы просто «связать» люк, - говорит замдиректора Энгельсского завода полимерных изделий Александр Терехов.
Зато люк «Омеги» самый дешевый. Он на 10 кг легче чугунного (весит 47кг) и стоит в два раза меньше. Коммунальным хозяйствам предприниматели готовы скинуть еще полцены, продавая люк без кольца на которое он крепится. Для этого крыщку из ластика подгоняют под размер чугунного аналога. «С установкой пластиковых люков в двое сократились хищения», - отмечает Елена Петрова из «Омскводоканала», закупавшего продукцию у «Омеги». Всего в Омске, по словам Петровой, около 34000 канализационных люков: в 2006 году было похищено 1400 штук, а в 2007 всего 900.
В 2007 году «Омскводоканал» наладил собственное производство пластиковых люков – технология несложная. А администрации некоторых городов вообще не заинтересованы в замене чугунных крышек: бюджет на их замену – прекрасный источник «левого дохода». «Кроме того, коммунальные работы носят резко резонный характер и зимой практически замирают», - отмечает Гребенников. Но он нашел выход: из той же полимерно песчанной смеси «Омега» делает газовые каверы (небольшие люки, накрывающие вентили подземных газопроводов). В планах – выпуск люков на замках для проверки подземных телефонных коммуникаций. Гребенников уже презентовал проект в Сочи. В этом году он мечтает достичь оборота в $1 млн.
Александр Сазонов, Forbes