SWOT-анализ представляет собой инструмент для определения сильных (Strength) и слабых (Weaknesses) сторон компании, а также ее возможностей (Opportunities) и угроз (Threats).
Чаще всего SWOT-анализ используют для решения следующих задач:
разработка/пересмотр стратегии компании;
анализ рынка продукта/услуги;
выбор из нескольких стратегических альтернатив.
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы (см. шаблон), в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны фирмы с одной стороны и возможности и угрозы рынка с другой. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.
В результате проведения SWOT-анализа руководство компании должно получить ответы на следующие вопросы:
использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера, и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
После проведения SWOT-анализа руководство получает более четкое представление о преимуществах и недостатках своего предприятия, а также о ситуации на рынке. Это дает возможность выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении компании ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
Методика SWOT-анализа является простым и доступным, и при этом эффективным способом оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в фирме. Эксперты рекомендуют руководству компании регулярно, по крайней мере, раз в год, проводить SWOT-анализ деятельности компании собственными силами.
Источник: Rb.ru