Интересная статья из журнала Кватроруте
Автодома: путешевствуй не выходя из дома!
В названии «автодом» преувеличения нет. В автодоме есть все, что необходимо для жизни. Принципиальное отличие от простого дома лишь в одном – пеизаж за окном может меняться.
Интересно, что в рекламных проспектах любят размещать схеммы автодомов «вид сверху». Тогда внутренняя планировка видна в подробностях: комнаты, прямоугольнички спальных мест, душевой отсек, овал унитаза, квадратик холодильника и квадратик плиты. Точно так же торговцы недвижимостью изображают в буклетах планировку жилья. Покупателю, который сравнивает схеммы автодомов, что он выбирает не автомобиль, а квартиру.
В чем суть?
Караванинг – это способ путешествия для цивилизованного человека, и путешествия, которыми мы бредили в детстве, здесь не при чем. В тридцать – сорок лет пора признать, что мы уже не научимся различать следы медведя и росомахи, добывать огонь трением, завтракать сырой рыбой. Нам не придется спать у костра и выменивать у индейцев золото на безделушки. К этому тревожному, пионерскому духу караванинг отношения не имеет. Джек Лондон и капитан Майн Рид в автодоме даже не ночевали.
Автономность, комфорт, мобильность – основные принципы караванинга. Из них только автономность делает нас похожими на былых путешественников. Да и она относительна. На кемпинге есть только та, которую можно позвалить себе, закрывшись в квартире. Уровень комфорта таков, что перед пионерами Дикого Запада становится неудобно. В мобильности мы превосходил любых странников – в то время земля была неизмеримо больше. Территория, которую мог исходить герой в течение романа, на деле была не больше Московской области. Караванинг – это странствие без отлучки от благ цивилизации. Но тем самым он и угодил нашей детской мечте. Мы мечтали грызть сырую рыбу и прихигать рану раскаленным ножом, но хотели ли этого на самом деле? Благодаря караванингу путешествие превратилось в самостоятельное, но легкое преодоление пространства. Тяготы исключены, осталось удовольствие от дороги.
Групповой караван-портрет
О внутреннем пространстве автодома скажем в общих чертах – планировок исчисляется десятками. На сколько бы человек не был расчитан автодом, двоих или восьмерых, это всегда выбор планировки, всегда линейка.
Подкупает остроумное и рациональное использование пространства. «Белых пятен» почти нет. Увидев свободное место, разработчики монтируют шкаф или вещевую нишу. Многие предметы готовы сложиться, уступив человеку место. Так громоздкая двуспальная кровать превращается в небольшие диваны. Верхние спальные места с лесенками убираются и обнаруживается солидная высота потолка. Автодома – это, как правило, квартиры-однушки. Есть спальный отсек и утилитарный – с санузлом и кухней. Но в версиях для пятерых, шестерых, восьмерых постояльцев кухня за счет раскладывающихся кроватей тоже становится жилой комнатой. Лишним предметам здесь не место! Если отсеки разгорожены, то не полноценной дверью, а легкой гармошкой. Чаще перегородок нет вовсе. Раздел отсеков намечен диваном, холодильником, шкафом. Можно представить проектировщиков. Как, беспокоясь о каждом сантиметре, они божились, что ни единый предмет сюда больше не встанет. И главного конструктора, который заставлял их ломать голову: как хотите, но без ущерба для свободного пространства здесь должно поместиться еще одно спальное место. И если при таком рациональном устройстве постоялец начинает жаловаться, что кухня маловата, а санузел тесен, это лишь подтверждает – разработчики достигли цели. Человек и вправду забыл, что находится в кватрире, габариты которой ограничены периметром шасси.
Цивилизация на колесах
Освещение, холодильник, газовая плита, биотуалет, бойлер, салонный обогреватель, раковина, душ, нагнетающие воду насосы, минимум столитровый бак чистой воды и такой же – для грязной воды. Это и есть основы цивилизации, остальное можно считать ее дополнительными опциями. Но чем дольше путешествие, тем больше нужда в опциях. Набрав их, можно увидеть, как округлилась цена покупки или аренды. Например, большую роль в цене играет сама мебель – то ли это облегченная фанера, то ли интерьер из ценных пород дерева. Стиральная и посудомоечные машины – это вовсе не роскошь, если предстоит долгое путешествие. Кондиционер с воздуховодами по всему салону тоже не излишество. Как и распределение потоков из печки – теплая воздушная струя обдувает каждое спальное место. Полезны кронштейны, которые крепятся снаружи, на задке машины, - велосипедам нечего делать в салоне. Простая, практически необходимая вещь – это матерчатый тент или шатер, его можно пристроить к автодому. На стоянке мы получаем дополнительную комнату.
Прицепы-дачи
Внутри они могут быть простенькими, или, напротив, богатыми, но дешевле почти всегда. Все-таки это прицеп, а не машина. Однако покупатель и арендатор прицепа-дачи столкнутся с некоторыми ограничениями. Во-первых, с жилым прицепом, весящим не менее 1000 кг, еще надо уметь ездить. Во-вторых, нужен подходящий, желательно полноприводный тягач. Во всяком случае, машина, которой такая тяжесть не противопоказана. В-третьих, если масса вашего автопоезда превышает 3,5 тонны, вам понадобятся права категории «Е». Дача, расчитанная на пятерых, с внутренней обстановкой весит порядка 1700-2000 кг, полноценный внедорожник – порядка 2000кг. Чтобы не выходить за рамки категории «В», может понадобиться небольшой полноприводный универсал или пикап. В-четвертых, мы можем пользоваться такой дачей лишь на стоянках. Во время движения находиться в прицепе запрещено. В-пятых, свой автомобиль надо оборудовать большими зеркалами «на вынос». К этому обязывает немалая ширина прицепа. У автодома выносные зеркала уже есть. Но у прицепа есть неоспоримое преимущество перед автодомом, он доступнее: аренда стоит примерно от 1800 руб. в сутки. А цены начинаются от 550000-600000 руб.
Правила проката
Права категории «В», возраст водителя от 21-23 года, стаж – 1-2 года. Сумму франшизы, 35000-40000 руб., мы вносим заранее, как залог. Дело не только в возможной аварии. Франшиза нужна, чтобы обеспечить прокатное правило – «верни машину в том виде, в котором взял». Чистую, с полным баком и опустошенным туалетным контейнером. Сервисный сбор составляет 5-7 тыс. руб. Автодом заказывают заранее, примерно за пять месяцев до поездки. Документы, которые должны быть у путешественника – это доверенность, договор аренды и виза, если вы едете в другую страну. Путешествующим по Европпе следует купить у местного страховщика международное ОСАГО – полис Green Card. Поскольку список стран, входящих в систему «Зеленой карты», велик, вы не ограничены в выборе маршрута. Цена «Зеленой карты» на 15 суток состасляет 700-1200 руб., на 30 суток – 900-1700 руб. Нельзя забывать о спецефических дорожных правилах выбраных вами стран. Например, в Австрии, Италии, Испании и Португалии можно «влететь» на 600 евро за отсутствие в машине аварийного светоотражающего жилета.
Автодом у себя на родине
На автодоме в Европу – это сам Бог велел. Дороги в основном хорошие, а найти кемпинг не составляет труда. На кемпингах мы будем ночевать, менять опустевшие газовые баллоны, подключаться к электричеству, заправляться водой, опустошать туалетный контейнер. Смотришь на автодом, и чудится, что морда его приобрела довольное выражение. Здесь он в своей стихии. Из неустроенной, плохо приспособленной к караванингу России вернулся на родину.
Возле автобанов кемпингов, как правило, нет. Нужно покинуть трассу и ехать до ближайшего города. У кемпингов свой режим работы – до 23.00 или до 24.00, и на первых порах это может стать неудобством. То есть надо иметь в виду, что именно до этого времени необходимо встать на стоянку или покинуть ее, если хотите путешествовать на ночь глядя.
Стоянка на кемпинге стоит 10 – 15 евро в сутки – не сравнить с ночевкой в гостинице. То, что автодом и есть гостиница, сказывается еще при выезде из России. Мы помним условие: отправляясь в Европу, нужно предъявить в посольстве турваучеры, свидетельство того, что вы заказали гостиницы, обеспечив ночевками свой маршрут. Но большинство европеиских посольств признает автодома полноценным жильем, турваучеры уже не нужны. А вот забронировать автодом за границей, еще находясь в России, и «проскочить» посольство без турваучеров не получится. Такой вариант визового офицера точно не устроит.
Встречи с «индейцами»
Отчеты о путешествиях по Европе часто начинаются так: «Пересекли границу, добрались до ближайшего кемпинга, заночевали». А о путешествиях по России так: «Было интересно, впечатления очень необычные».
За этим «необычные» много чего стоит. Настоящих кемпингов у нас мало. Российскому путешественнику их заменяют дома отдыха, гостиницы, охотничьи и рыболовные базы. Здесь можно заночевать, набрать воды, подключиться к розетке на 220 вольт, освободоть туалетный контейнер, а вот баллоны лучше всего запотнять на газовых заправках. Вероятно, время от времени придется проситься на постой в деревенские дома и заряжать салонный аккумулятор, бросив провод в окно.
Наша вечная притча – дороги. Европейским трассам можно довериться даже при сильном тумане, когда едешь почти на ощупь. А на российских и без тумана запросто влетишь в коварную выбоину. При этом даже в европейской части России шиномонтажи есть далеко не везде. Например, на Мурманской и Архангельской трассах встречаются участки, где ни единой мастерской на 200 км. Но у российских дорог есть свои плюсы. Если в Европе стоянка вне кемпинга запрещена, то в России ситуация обстоит намного проще. Тот же шиномонтаж – заведение круглосуточное, даже если официально работает до 20.00. И мастер, разбуженный посреди ночи, отремонтирует колесо и будет доволен заработком.
Питание дешевое и вкусное. В европейском автогриле полноценный обед стоит 15-20 евро. А в нашем придорожном кафе сытнейшая трапеза обойдется в 250-300 руб. Чтобы не промахнуться с едой, нужно выбирать проверенные кафе. Их сразу видно – возле них приткнулись дальнобойные фуры. Но, с другой стороны, у нас есть плита и холодильник. На то он и автодом, чтобы ни от каких кафе не зависеть. Заранее ясно, что европейское путешествие, по сравнению с российским – скука смертная. Насквозь цивилизованное, оно подразумевает лишь юмористические монологи на тему «Наш за границей». А российская дорога может предложить перипетии, которые эстрадным юмористам и не снились. Она требует авантюрного склада. В нее пускается человек, который в глубине души еще готов к встрече с индейцами. И к тому, чтобы пропустить с ними стаканчик-другой огненной воды.