УКПЭ-3.
Устройство контроля проката электромобилей.
Руководство по эксплуатации.
Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для
ознакомления обслуживающего персонала с устройством, принципом действия, конструкцией, установкой на изделие, эксплуатацией и техническим обслуживанием устройства контроля проката электромобилей УКПЭ-3, в дальнейшем по тексту именуемого прибор.
Содержание.
1. Назначение прибора…………………………………….
2. Технические характеристики и
условия эксплуатации…………………………………..
2.1. Технические характеристики………………………
2.2. Условия эксплуатации………………………………
3. Устройство и работа прибора………………………….
3.1. Принцип действия..................................................
3.2. Устройство прибора………………………………....
3.3. Алгоритм работы прибора…………......................
4. Монтаж прибора на электромобиль………………….
4.1. Электромобиль с Uпит.= 6В…………………………
4.2. Электромобиль с Uпит.= 12В……………………….
4.3. Электромобиль с Uпит.= 24В……………………….
4.4. Электромобиль с Uпит.= 36В……………………….
4.5. Бензиновые квадроциклы и другие
средства передвижения……………………………...
4.6. Различные аттракционы и устройства,
на которых необходимо осуществить контроль
количества включений……………………………….
5. Работа с прибором и меры безопасности………….
6. Техническое обслуживание……………………………
7. Дополнительное устройство-программатор (ДУП),
для регулировки основных параметров прибора
УКПЭ-3…………………………………………………….
8. Транспортирование и хранение………………………
9. Комплектность.............................................................
10. Гарантийные обязательства......................................
Приложение А. Габаритный чертеж корпуса прибора…
Приложение Б. Схемы подключения прибора………….
Приложение В. Места, рекомендуемые для установки
прибора УКПЭ-3, (фото) ………………………………
Лист регистрации изменений...........................................
1. Назначение прибора.
Прибор УКПЭ-3 является многофункциональным устройством, которое может быть использовано для решения широкого спектра задач в области автоматизации и контроля.
По сравнению с предыдущими версиями, такими, как УКП, УКПЭ-1 и УКПЭ-2, прибор УКПЭ-3 обладает: значительными преимуществами в части помехозащищенности, более широкими функциональными возможностями, дополнительно может комплектоваться устройством – программатором (ДУП),
для самостоятельной регулировки основных параметров прибора и предназначено:
а) для контроля и записи в память УКПЭ-3 суммарного времени работы детского электромобиля, с целью полного исключения обмана владельца оператором;
б) для обеспечения плавного пуска электродвигателя, при нажатии на педаль, с целью многократного продления срока службы редуктора;
в) для своевременной индикации разряда аккумулятора (АКБ), с целью его замены на заряженный, что способствует продлению срока службы АКБ в три раза;
г) для звукового оповещения оператора о скором окончании времени поездки, что потенциально уменьшает износ агрегатов при буксировке электромобиля вхолостую;
д) для аварийного отключения электродвигателей при приближении электромобиля к препятствию, что спасает редуктор от выхода из строя, (дополнительная опция);
Так же в устройстве предусмотрены резервные входы и выходы, и по Вашему желанию мы можем превратить его в любое другое устройство, в котором необходимо что-либо включать/выключать, по алгоритму и по состоянию входных датчиков ( освещенности, давления, температуры, уровня воды, датчиков наличия газа, счетчиков и всего что придумаете). При всем этом можно вести запись каких либо событий во внутреннюю память, и управлять всем этим при помощи магнитного ключа. Думайте и пишите нам: pechatplat@gmail.com, elrazrabotka@gmail.com. и получите свое собственное, разработанное только под Ваши цели устройство.
2. Технические характеристики и условия эксплуатации.
2.1. Технические характеристики:
Основные технические данные прибора УКПЭ-3
представлены в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1. – Основные технические данные.
Параметр Значение
Напряжение питания (В), Uпит.= 6В; 12В; 24В; 36В
Мощность потребления (Вт), не более 2Вт
Макс. ток цепи нагрузки (А), не более 40А
Рабочий ток цепи нагрузки (А) 20А
Разрядность индикатора 6(4)
Мощность звукового сигнала (Вт) 1
Масса (кг), не более 0,5
Прибор выпускается в корпусе с габаритными размерами 145.62.35 мм. Степень защиты корпуса со стороны лицевой
панели – IP54. Степень защиты корпуса со стороны разъёмов IP20.
2.2. Условия эксплуатации:
Прибор эксплуатируется при следующих условиях:
– температура окружающего воздуха от
плюс 2 до 70°С;
– верхний предел относительной влажности воздуха – не
более 95 % при температуре 35 °С и более низких температурах без конденсации влаги;
– атмосферное давление от 84 до 106,7 кПа.
По устойчивости к механическим воздействиям при
эксплуатации прибор соответствует группе
исполнения N2 по ГОСТ 12997-84.
По устойчивости к климатическим воздействиям
при эксплуатации прибор соответствует группе исполнения
В4 по ГОСТ 12997-84.
3. Устройство и работа прибора.
3.1. Принцип действия.
Функциональная схема прибора приведена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1. – Функциональная схема.
Центральным звеном работы прибора УКПЭ-3 является
микроконтроллер. На него поступают сигналы с внешних датчиков таких, как педаль, геркон, датчик удара при столкновении и др. По алгоритму программы, записанной в память микроконтроллера, он по состоянию входных сигналов, управляет выходными сигналами, которые поступают на светодиоды, динамик, реле и мосфет. При этом в энергонезависимую память прибора происходит запись времени работы электромобиля (в минутах). Причем функция энергонезависимой памяти устройства позволяет производить замену разряженного аккумулятора с сохранением оставшегося времени поездки, с целью последующего её продолжения. Максимальное значение счетчика составляет 9999 минут, что эквивалентно 167 часам или 84 рабочим дням с 2-х часовой, ежедневной занятостью электромобиля, что составляет 1 сезон. После этого счетчик обнуляется и счет начинается сначала.
3.2. Устройство прибора.
Печатная плата прибора установлена в пластмассовый, пыле-брызго-защищённый с лицевой стороны корпус (см. фото 3.2.), который устанавливается на электромобиль с помощью металлической скобы, идущей в комплекте. Места, рекомендуемые для установки см. на фото 3.2а и 3.2б.
Фото 3.2.
Фото 3.2.а. Фото 3.2.б.
Через пазы, расположенные с тыльной стороны корпуса, прибор подключается к электромобилю жгутами при помощи разъемов, тоже идущими в комплекте.
Прибор УКПЭ-3 устанавливается на электромобили с питающим напряжением 6В, 12В, 24В, 36В.
Для электромобилей с питающим напряжением 6В,12В, 24В и 36В, прибор комплектуется либо мосфетом, установленном на радиаторе (см. фото 3.2.1.) ( для широтно-импульсного увеличения оборотов двигателя при разгоне ), либо мощным реле (см. фото 3.2.2.) ( если в электромобиле уже есть плавный пуск двигателя ).
Фото 3.2.1. Фото 3.2.2.
Так же, для электромобилей с питающими напряжениями
6В, 12В, 24В, 36В, прибор комплектуется платой с установленными герконом и тремя светодиодами ( два зеленых и один красный, 1-й зеленый – указывает, что включен
режим «езда 5 минут», 2-й зеленый – указывает, что включен режим «езда 10 минут», когда горят и 1-й и 2-й зеленые светодиоды – означает, что включен режим «езда 15 минут», когда загорается красный светодиод, означает, что по окончании поездки необходимо зарядить или заменить АКБ.). Плата со светодиодами устанавливается с внутренней стороны кузова электромобиля в удобном для доступа оператора и хорошо видимом со стороны месте (см. фото 3.2.3. и фото 3.2.4.). И служит для:
- управления режимами работы прибора, при помощи магнитного ключа,
- светодиодной индикации режимов работы прибора,
- визуальной оценки состояния заряда/разряда АКБ.
Фото 3.2.3. Фото 3.2.4.
Для звуковой сигнализации, прибор УКПЭ-3 комплектуется динамиком, установленном в корпусе от компьютерной колонки, который устанавливается в любом свободном месте с нижней части электромобиля (см. фото 3.2.5. и фото 3.2.6.).
Фото 3.2.5. Фото 3.2.6.
3.3. Алгоритм работы прибора УКПЭ-3.
Для электромобилей с разными величинами напряжения АКБ алгоритм работы прибора одинаков:
3.3.1.Клеммы АКБ подключены:
- светодиоды не светятся,
- индикатор не светится.
- прибор находится в режиме «Включение».
3.3.2. Приставляем магнитный ключ:
- раздается звуковой сигнал три раза,
- загораются и гаснут все три светодиода,
- на индикаторе надпись «U – 3.0», прибор переводится из режима «Включение» в режим «Ожидание».
- на индикаторе надпись (например) «0055»,
прибор перешел в режим «Ожидание», суммарное время накатанное электромобилем составляет 55 минут, на нажатие педали не реагирует, находится в ожидании нажатия магнитным ключем.
3.3.3. Приставляем магнитный ключ и удерживаем его:
- загорается 1-й зеленый светодиод и раздается одиночный звуковой сигнал, на индикаторе надпись «05-30» (если ключ убрать, прибор войдет в режим «Езда 5 минут»), продолжаем удерживать ключ,
- 1-й зеленый светодиод гаснет, загорается 2-й зеленый светодиод и раздается одиночный звуковой сигнал, на индикаторе надпись «10-30» (если ключ убрать, прибор войдет в режим «Езда 10 минут»), продолжаем удерживать ключ,
- 2-й зеленый светодиод гаснет, загораются 1-й и 2-й зеленый светодиоды и раздается одиночный звуковой сигнал,
на индикаторе надпись «15-30» (если ключ убрать, прибор войдет в режим «Езда 15 минут»), продолжаем удерживать ключ,
- 1-й и 2-й зеленые светодиоды гаснут и раздается одиночный звуковой сигнал, на индикаторе надпись «0055» (если ключ убрать, прибор перейдет в режим «Ожидание»).
Оператор выбирает нужный режим и вовремя убирает ключ, (например: требуется установить режим «Езда 10 минут», оператор, приложив ключ, дожидается когда горит только 2-й зеленый светодиод и убирает ключ.
- На индикаторе пошел отсчет времени «10-30», «10-29», «10-28» и так далее. У оператора есть 30 секунд в запасе для изменения режима.
3.3.4. Например: клиент заказал 10 минут езды, оператор установил режим «Езда 10 минут», а у клиента оказалось денег только на 5 минут. Тогда оператор успевает сменить режим с «Езда 10 минут» на режим «Езда 5 минут» до начала записи в память прибора.). Эти «лишние» 30 секунд назовем: «Время принятия решения на установку режима езды», это регулируемая величина, об этом будет сказано ниже. Итак оператор изменил режим «Езда 10 минут» на режим «Езда 5 минут».
-На индикаторе начался отсчет времени: «05-30», «05-29», и так далее, 1-й зеленый светодиод, соответствующий режиму «Езда 5 минут» - мигает все эти 30 секунд. По достижении времени «05-00», время принятия решения на установку режима езды заканчивается, раздается тройной, возрастающий по тональности звуковой сигнал, 1-й светодиод перестает мигать и загорается постоянно. Это означает, что прибор перестает реагировать на магнитный ключ и реагирует только на нажатие педали и датчика удара при столкновении.
Во время езды электромобиля, владелец может издалека визуально проконтролировать: горит ли 1-й светодиод (в данном случае), если 1-й светодиод горит, то электромобиль работает «в белую», т.е. время езды поминутно записывается в память прибора. Если же 1-й светодиод не светится, то есть два варианта:
а)1-й светодиод или соединительные провода – неисправны;
б) кто-то изменил электрическую схему электромобиля с вполне понятной целью…
По достижении времён «04-00», «03-00», «02-00» и «01-00», раздается одиночный звуковой сигнал, сигнализирующий о том, что прошла очередная минута.
По достижении времени «00-30», одиночный звуковой сигнал начнет раздаваться каждую секунду, а последние
10 секунд, т.е. с «00-10» по «00-01» будет раздаваться посекундный двойной звуковой сигнал. Во время этих последних 30-ти секунд, оператор уже может остановить и припарковать электромобиль, т.к. реальное время проката уже закончилось.
3.3.5. По достижении времени «00-00», электромобиль остановится, три раза раздается тройной звуковой сигнал,
1-й и 2-й зеленые светодиоды начинают мигать поочередно каждую секунду, на индикаторе посекундно отображаются надписи «-30-», «-29-», «-28-»….. и т.д. Назовем эти 30 секунд
«Время принятия решения на включение дополнительного времени доезда» (это регулируемая величина от 1-й до 99-ти
секунд). Если, в течении этого времени оператор не прикладывает магнитный ключ, то по его окончании прибор переходит в режим «Ожидание», см.пп.3.3.3., на индикаторе
надпись «0060», т.к. 5 минут дописаны в память прибора.
3.3.6. Если же электромобиль, по окончании времени проката остановился вдалеке от парковки, то оператор может,
в течении этого времени, приложить магнитный ключ и включить так называемое «Дополнительное время доезда» (это регулируемая величина от 1-й до 99-ти секунд). При этом ему не придется волочить остановившийся далеко от парковки электромобиль вручную, изнашивая при этом его механизмы. Итак оператор успел приложить магнитный ключ
в течении «Времени принятия решения на включение дополнительного времени доезда»:
- на индикаторе «-30-», «-29-» и т.д.,
- 1-й и 2-й светодиоды мигают поочередно,
- звуковой сигнал не раздается,
- по окончании 30-ти секунд раздается тройной звуковой
сигнал и прибор переходит в режим «Ожидание»,
см.пп.3.3.3., на индикаторе «0060», т.к.
«Дополнительное время доезда» в память прибора не
пишется.
3.3.7. Из режима «Ожидание» можно войти в режимы:
«Езда 5 минут», «Езда 10 минут», «Езда 15 минут» и обратно в режим «Ожидание», приложив магнитный ключ к месту на кузове электромобиля, с обратной стороны которого расположен геркон, см.пп.3.3.3. – пп.3.3.7.
При отключении клемм АКБ и последующем их включении, прибор устанавливается в режим «Включение», см.пп.3.3.2.
3.3.8. Если прибор находился в режиме «Езда 5 минут»,
«Езда 10 минут» или «Езда 15 минут», и в процессе движения электромобиля возникла необходимость в замене АКБ, то после установки и подключения клемм другого АКБ, прибор войдет в режим «Включение» (см.пп.3.3.2.) и после первого нажатия на педаль, автоматически войдет в режим, в котором находился до смены АКБ и продолжит движение без потери оставшегося времени. То же самое произойдет, если в результате неровности дорожного покрытия или при столкновении произошло механическое отключение проводов
от клемм АКБ.