ЧародельцыИлья Данилкин,
Бизнес Журнал (14 августа 2007 года)Публикуется с разрешения редакцииОднокомнатная квартира на окраине Москвы в типовой девятиэтажке. На стенах в коридоре какие-то странные символы. Окна плотно занавешены. Китайский фонарик на потолке да несколько свечей — вот и все освещение. Мебели почти нет, только два небольших дивана и низкий стеклянный столик. Здесь работает потомственная колдунья Марианна, которая обещает за умеренную плату закодировать на успех в делах, снять сглаз или порчу, а также вернуть мужа. В суеверной России услуги Марианны пользуются неплохим спросом. Впрочем, не только ее.
Знакомый предприниматель, владеющий несколькими аптечными киосками в небольшом городе, приводит интересное сравнение. Он уверен, что магические обряды, гороскопы, обереги и талисманы сродни гомеопатическим препаратам. Никто не может ни доказать, ни опровергнуть их пользу.
Масштабные маркетинговые исследования в этой области не проводились, но многочисленные маги и колдуны, размещающие объявления в газетах и Интернете, телепрограммы и специализированные магазины успешно продают непознанное, доказывая собственным многолетним существованием, что этот бизнес может быть вполне успешным. Да что говорить, если даже у вполне серьезных людей нет-нет да и возникнет мысль, когда дела не идут так, как хочется: уж не сглазил ли кто?
Но вернемся к Марианне. Для того чтобы найти хотя бы одного ясновидящего или мага, который согласился бы поговорить о деньгах, пришлось позвонить по двум десяткам телефонов. В этом нет ничего удивительного. «Для мага это не просто деньги, — говорит Марианна, которая скорее похожа на владелицу SPA-салона, чем на колдунью. — Деньги выступают мерой энергии». С одной стороны, это, безусловно, бизнес — со всеми вытекающими последствиями. С другой — к деньгам тут относятся как к элементу обряда.
«Если в магической операции не участвуют деньги, то участвует что-то иное, выступающее эквивалентом необходимого количества энергии, — например, здоровье. Маг же является, если угодно, передаточным звеном в цепочке распределения энергии», — объясняет колдунья.
Цена, с позволения сказать, услуги в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Есть разные по сложности операции. Соответственно, и стоимость их различна. Скажем, снять сглаз или порчу можно за одну-три тысячи рублей. А для того чтобы избавиться от «родового проклятья», понадобится несколько сеансов по пять тысяч рублей каждый. Но сходство с обычными услугами заканчивается, как только колдунья делает необходимые пояснения. «Сумма никогда не называется вслух, плата не может назначаться. Клиент платит столько, сколько сможет или захочет», — говорит Марианна.
У этого бизнеса есть несколько присущих только ему особенностей. В него не приходят случайно. И им не мечтают заняться с детства. Бизнес этот чаще всего семейный, поэтому ясновидящие и маги действительно потомственные (вне какой бы то ни было связи с паранормальными способностями). «Секреты передаются из поколения в поколение. У меня мама и бабушка этим занимались, наверное, и более дальние родственницы — тоже», — признается Марианна. И здесь она явно не лукавит.
В советские времена представителей этого бизнеса преследовали, как в средневековой Европе. Разве что на кострах не жгли. Действительно, какие могут быть маги и колдуны в реконструктивный период? Тех же, кто и правда обладал экстрасенсорными и иными нечеловеческими способностями, упрятывало в свои лаборатории КГБ (ныне свидетельств тому достаточно).
— Зато сейчас нас просто не замечают, — говорит колдунья и поясняет, что в любые времена можно воспользоваться такими услугами, как бы ни относились к ним власти.
Реклама в этом деле не так эффективна, как в других сферах (снова простите) бизнеса. Конечно, почти все ясновидящие и спириты размещают объявления в газетах и покупают «бегущие строки» на региональных телеканалах, их рекламу можно найти в эзотерических магазинах. «Но мага человек должен почувствовать. Все объявления одинаковые, а вы выбираете конкретного человека, который поможет решить вашу проблему, уже так возникает энергетический обмен между клиентом и магом. На самом же деле это маг выбирает вас», — вносит ясность Марианна. К тому же часто в этом бизнесе репутация и советы знакомых гораздо важнее, чем красивое объявление в бесплатной газете. Впрочем, название этому методу давно придумали. Это «вирусный маркетинг», или «сарафанное радио».
Приходится учитывать и специализацию покорителей энергии. Один «специалист» обещает снять порчу или сглаз. Другой — общаться с духами. Третий кодирует «на удачу». «Универсалов в нашем деле почти не бывает», — говорит Марианна.
Формально Марианна — обычный индивидуальный предприниматель. В ее свидетельстве значится пространно названный вид деятельности — «Предоставление прочих персональных услуг». Налоговая инспекция за 15 лет деятельности (из них девять — в качестве индивидуального предпринимателя) ни разу не донимала ее проверками. «Возможно, боятся. Впрочем, я честно отдаю налоги», — поясняет предприимчивая колдунья. Впрочем, в Москве и других крупных российских городах давно появились целые школы и центры магии. Здесь оказывают те же самые «услуги», разве что с большим размахом.
Средний колдун или экстрасенс обслуживает в день около 10 клиентов, получая с каждого не меньше трех-четырех тысяч рублей за раз.
А это значит, что дневная выручка может составить около 30–40 тысяч рублей, а годовая стремится к 10 миллионам. (
Выделено мной. Админ.) Все ли маги так успешны? По уверению Марианны, если человек действительно обладает даром, он даже не в состоянии обслужить всех желающих. К тому же почти каждый в России может рассказать историю о том, что его знакомый или родственник отдал почти все, что нажил непосильным трудом, и излечился от недуга, поправил положение своей фирмы или вернул супруга, и почти столько же историй о том, что ничего не вышло.
Помимо «семейного» и потомственного бизнеса одиноких укротителей энергии существуют, как мы сказали, организованные центры, школы и даже «клиники»… Некоторые из них можно увидеть на телеэкране. Так, ежедневно на российском спутниковом канале «Телевизионный дамский клуб» в прямом эфире сотрудники очередного «центра практической магии» предлагают звонить в прямой эфир и помогают (прямо с экрана телевизора — спасибо Кашпировскому и Чумаку за идею) решить почти любую проблему — от болей в пояснице до неудач в бизнесе. Программа идет два часа, и за это время в эфир успевают позвонить 30–40 человек. Разговор длится три-четыре минуты, одна стоит 30 рублей. Магам при такой схеме остается около 60% со стоимости каждого звонка, то есть 18 рублей за минуту. По расчетам, за год эфира такой «центр» получает чистый доход в размере трех-четырех миллионов рублей.
Впрочем, другие представители этого рынка уверены, что столько беспардонным образом на собственном даре (при условии, что он есть) зарабатывать нельзя, а значит, скорее всего, пользы от такой «помощи» не будет.