Парикмахерский минимализмИлья Данилкин,
Бизнес-журналПубликуется с разрешения редакцииВ последние два года Москва как раз переживает настоящий бум открытия парикмахерских именно эконом-класса. Появляются даже сетевые проекты. Вряд ли их владельцев можно заподозрить в отсутствии предпринимательской расчетливости.
По разным оценкам, в столице сейчас насчитывается от 12 до 14 тысяч парикмахерских и салонов красоты. Сами участники рынка говорят о том, что примерно 30% из них относятся к низкобюджетным. И это отнюдь не только оставшиеся с советских времен и приватизированные трудовыми коллективами в начале 1990-х заведения, ведущие свои дела по старинке. Значительную часть составляет как раз эконом-класс нового призыва, который «прописывается» в местах с катастрофически малой проходимостью и в помещениях со входом с заднего двора, каких чураются любые другие предприятия сферы обслуживания. Вывески подобных парикмахерских можно увидеть в самых немыслимых тупиках и закоулках. Туда и решил отправиться «Бизнес-журнал», чтобы понять, почему формат «эконома» называют нежизнеспособным, а он крепнет и наступает.
Пришлось для начала познакомиться с их работой под видом клиента. Да так, чтобы пройтись по всему (по возможности, конечно) спектру услуг. Выбрал одну парикмахерскую недалеко от станции метро «Сокол». Уже на подходе наткнулся на штендер с кратким прейскурантом: стрижка мужская — от 20 рублей, стрижка женская — от 50 рублей, солярий — 8 рублей минута, маникюр — 120 рублей… Примечательно, что заведение позиционировало себя не иначе как «салон-парикмахерская». Первая мысль, которая возникла при взгляде на цены: либо им несколько лет, либо это обычные рекламные хитрости.
«Салон» располагался в полуподвальном помещении, над которым сияла новенькая вывеска. Удивило, что очередь начинается… уже на улице (!). Еще пятеро сидели внутри, в уголке ожидания. Состав посетителей был достаточно репрезентативным: мужчины лет пятидесяти, пара молодых людей, мама с ребенком. Интерьер не отличался особыми изысками: простые офисные стулья, стойка администратора, кофейный аппарат (кофе платный), вешалка. За стойкой находились еще две двери с табличками «Солярий» и «Косметология». Видимо, это и давало заведению полное право называться «салоном».
На то, чтобы обратить на себя внимание администратора, ушло минуты три. В результате мне было предложено записаться и прийти завтра — слишком много людей. Визит в салон на следующий день лишь укрепил в мысли, что с клиентурой здесь проблем никаких: очередь из записавшихся на стрижку была такой, что все равно пришлось дожидаться 25 минут. В руках четырех мастеров беспрерывно стрекотали машинки и щелкали ножницы. Девушка-администратор каждые пять минут принимала заявки по телефону. Когда дело наконец дошло до меня, парикмахер уделил моей голове не более пятнадцати минут. Манипуляции производились без разговоров и очень машинально — в прямом и переносном смысле. Не оставляло ощущение, что я попал на конвейер. В таком же бодром производственном ритме мне оказали услуги маникюра и солярия. Все было достаточно пристойно, хотя и совсем простенько. А на что можно рассчитывать по таким ценам? За легкую стрижку и прочее с меня взяли 320 рублей, это приятно удивило. Типичное потоковое производство услуг и нацеленность на большие объемы — чем не бизнес-модель?
Столичные парикмахерские нижнего ценового сегмента многолики. Кто-то гордо пишет на вывеске «эконом-класс», кто-то предпочитает эвфемизмы вроде «семейная», «бюджетная» или «социальная парикмахерская». Уже смело можно говорить о появлении сетей, поскольку массовое производство услуг требует развития вширь и открытия новых точек. Часто сети существуют в «латентной» форме: один и тот же владелец открывает пять-шесть однотипных парикмахерских в различных районах, но не делает попыток объединить их общим брэндом — не до того. Впрочем, уже появляются заведения эконом-класса, осознанно позиционирующие себя как сетевые, — например, «Парикмахерская № 1».
Даже самые дорогие услуги в таких заведениях редко стоят больше трехсот рублей. Минимальная цена, которую удалось найти в прайсе, — 20 рублей за стрижку наголо.
Директор одной из «экономичных» парикмахерских в Покровском-Стрешневе Екатерина Гриченко рассказала «Бизнес-журналу» об особенностях своего бизнеса:
Способы минимизации собственных издержек одинаковы почти для всех видов деятельности. Это и недорогая рабочая сила, прибывающая в большой массе из других регионов России и стран ближнего зарубежья, и экономия на средствах труда, оборудовании, аренде. К тому же такие предприятия действительно могут получить льготы по аренде от правительства Москвы. В частности, в каждом административном округе проходят конкурсы по предоставлению недорогих муниципальных помещений. От рыночных цены отличаются почти в два раза. Однако на конкурсе нужно доказать социальную направленность проекта. Соперничать, скорее всего, придется с продовольственными магазинами, предоставляющими скидки для ветеранов и пенсионеров, но и парикмахерская с минимальными ценами имеет шансы на успех.
Эконом-класс в цифрах:
Начнем с помещения. Сейчас в новых районах Москвы, где идет активное строительство, появляется достаточно много подходящих площадей. Первые этажи новостроек при еще не развитой инфраструктуре — как раз то, что нужно. Средняя ставка аренды там составляет 310-350 долларов в год. Многие парикмахерские эконом-класса обходятся площадью примерно в 45 квадратных метров, ухитряясь разместить на них зал, уголок ожидания, столик администратора и все дополнительные кабинеты. Кстати, принятые в 2003 году «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских» предполагают также наличие комнаты отдыха для персонала, постирочной со стиральной машиной и даже душа. Но об этом иной раз «забывают» владельцы не только эконом-заведений, но и совершенно респектабельных салонов. Даже при аренде минимума «квадратов» парикмахерской эконом-класса придется платить за них примерно 1 200 долларов в месяц. Если использовать недорогие отделочные материалы и труд «шабашников», скромный ремонт обходится в несколько тысяч условных единиц.
Стоимость оборудования тоже не запредельная. Разброс цен на всяческие столы и тумбы — огромный. Так, самое простое кресло можно приобрести за 65 долларов, а самое дорогое — за 1 500. Но для парикмахерской эконом-класса дорогое оборудование ни к чему. В целом же комплект всего необходимого по минимальной цене обойдется в 12-15 тысяч долларов. Кстати, если все покупать у одного поставщика, можно получить дополнительную скидку в 10-15%.
Следующая серьезная статья расходов — зарплата персонала. Для того, чтобы выяснить, сколько платят в таких парикмахерских, корреспонденту «Бизнес-журнала» пришлось попытаться устроиться туда на работу. В результате телефонного обзвона удалось установить следующее: рабочие руки, привычные к работе с ножницами, расческой и машинкой, «экономам» и правда очень нужны, а средний оклад — примерно 400 долларов в месяц плюс процент от «выработки», который может составить за одну смену 100-150 рублей. Итого, при графике работы «два через два» мастер за месяц получает в общей сложности что-то около 480 долларов. Две смены мастеров-парикмахеров по четыре человека, а также три специалиста (маникюрша, массажист, косметолог), дают нам штат в одиннадцать человек, к которому нужно приплюсовать еще двух администраторов, уборщицу и приходящего бухгалтера. Общий фонд заработной платы — около 6 400 долларов в месяц.
И, наконец, доходы. В основном, один посетитель оставляет в салоне 120 рублей. При средней скорости обслуживания «один мастер — два клиента в час» (на самом деле она может быть чуть ли не в два раза выше) четыре мастера за десятичасовую смену обеспечат выручку примерно в 9,6 тысячи рублей. В месяц это даст 288 тысяч рублей, или 10 760 долларов. Дополнительные услуги принесут еще 4 100 долларов. В общей сложности месячная выручка может насчитывать 14 860 долларов. В итоге, по нашим подсчетам, такой бизнес способен давать около 2 500 долларов чистой прибыли в месяц, при условии минимизации затрат и уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения. А это значит, что окупается проект около года. Выходит, при тотальной экономии на всем и минимальных ценах на обслуживание парикмахерская вполне жизнеспособна. И, как показывает практика, москвичи готовы пользоваться услугами этих заведений.