19 декабря 2014 года в Москве, во время заседания комиссии по развития авиации общего назначения при президенте РФ, было подписано соглашение о строительстве мультиформатного вертолётного комплекса «Хелипорт-Калуга» с рекреационно-гостиничной зоной. Инвестором выступит «НДВ-Групп», покрывающая Россию сетью хелипортов.
Российские расстояния, огромная площадь городов и непролазные пробки создают массу проблем, когда необходимо действительно срочно доставить куда-либо груз и людей. Пожалуй, никогда ещё вопрос срочности не стоял так остро: достаточно вспомнить знаменитый плакат с текстом «Диме Б. был один год. Он умер, потому что 22.11.2012 на Звенигородском шоссе вы, с*ки, не пропускали скорую!». При этом дороги бывают загружены до такой степени, что чисто физически нет никакой возможности уступить машине экстренной службы – при всём желании.
Как проехать в Хелипорт?
В Москве открылся первый хелипорт
Новые вертолётные маршруты могут появиться над ТТК и Москвой-рекой
В борьбе с этим столичные власти идут на неоднозначные шаги: в частности, планируется демонтаж разделительных ограждений на ряде трасс – чтобы те же скорые могли при необходимости объезжать пробки по встречной полосе. К сожалению, при этом резко повышается риск серьёзных ДТП, и далеко не факт, что скорыми будет спасено больше жизней, чем унесут лобовые столкновения.
Никаких альтернатив вертолётам, таким образом, не существует. Да, вертолёт в городе, перенасыщенном проводами и антеннами, – опасное средство передвижения, но не более опасное, чем автомобиль. «Хелипорты России» – проект «НДВ-Групп», который действительно способен перевернуть всё наше представление о срочности.
Москва и область
Речь идёт о создании многофункциональных вертолетных комплексов во всех регионах России с привлечением частных инвестиций. Только в 2014 году в проект только по Московской области было инвестировано3 миллиарда рублей – ещё крепких, не рухнувших рублей. Общие инвестиции в регион до 2019 года оцениваются в 10 миллиардов рублей, но в связи с последними событиями на финансовых рынках эта цифра может быть даже увеличена. Причём брать кредиты «НДВ-Групп» не планирует – поставлена задача решить проблему своими средствами.
На выходе мы получим 62 вертолётные площадки, которые обеспечат экстренной транспортной связью и другими услугами всё Подмосковье – второй по населению регион страны. 8 из этих площадок будут расположены в медицинских учреждениях, остальные – в специально подобранных точках (полный список будет составлен в ближайшие 3-4 месяца) возле больших городов и транспортных узлов. Флагманским центром будет, разумеется, «Хелипорт Москва»; кроме того, крупным центром станет «Хелипорт Истра» на базе местного аэроклуба.
Понятно, что именно вокруг Москвы будет развёрнута не только курьерская и спасательная, но и туристическая инфраструктура: со временем каждый хелипорт обзаведётся собственными гостиницей и бизнес-центром. Цены на перелёты будут постепенно снижаться, а значит, аэротакси станет реальностью для достаточно большого числа людей. Не говоря уж о том, что вертолёты используются для поиска и спасения людей, для мониторинга очагов лесных пожаров, для поиска разрывов в электросетях и трубопроводах... Много полезного можно сделать с высоты птичьего полёта!
Регионы России
Что касается других регионов, то пионером несколько неожиданно выступила отнюдь не туристская Ульяновская область, где планируется построить первый хелипорт в первую очередь для нужд санитарной авиации. Именно вертолёты могут обеспечить прямую связь между регионами России, не востребованную «большой» авиацией из-за слишком малого пассажиропотока. Сейчас практически нереально долететь, скажем, из Екатеринбурга в Самару, а это крупнейшие промышленные центры Урала и Поволжья. Необходимо сперва долететь в Москву, грустно провожая взглядом лежащую на пол-пути Самару, и уже оттуда добираться до цели. Такая «москвоцентричность» сильно вредит экономике России, и вертолёты помогут до некоторой степени исправить ситуацию.
И вот теперь Ульяновск, Калуга, на очереди Казань и Новосибирск. «Хелипорты России», частный проект «НДВ-Групп», постепенно становятся национальным проектом в самом прямом смысле этого слова.