Как автослесарь открыл общественное пространство в КотловкеThe Village отправился в спальный район, в котором местные жители создали центр локального сообщества
Бизнес, основанный на социальном капитале в локальном сообществе, — не самый очевидный и популярный деловой подход в России. Тем не менее он может прижиться и реализоваться там, где, казалось бы, нечего делать желающим заработать частникам. Так произошло в случае с кафе Lounge Box, открывшемся в июне 2015 года в Котловке. Несколько местных жителей, недовольных ситуацией в скучном спальном районе, решили создать приятное место для своих друзей, а получился настоящий сommunity based business.
Community based означает, что бизнес служит интересам локального сообщества, создан местными для местных, управляется и развивается с участием сообщества. Несмотря на то что у такого бизнеса есть формальные владельцы, его успех в первую очередь обусловлен благосклонностью территориальной общности. The Village поговорил с 28-летним Андреем Алексеенко, сооснователем Lounge Box, о том, как создать общественное пространство в обычном спальном районе.
КризисЯ родился и вырос на Нахимовском проспекте, у меня все друзья отсюда. После окончания МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. — Прим. ред.) я сразу запустил свой тюнинг-сервис и занимался им пять лет до кризиса. Естественно, как только автомобили превратились из хобби в профессию, они стали неинтересны. Тюнинг — вещь далеко не первой необходимости: сервис деньги приносил, но всё равно бизнес был постоянным выживанием.
А когда пришёл кризис, всем стало плохо. Два моих друга искали работу — оба были связаны со строительным бизнесом, но сейчас все стройки встали. Девушки тоже нигде не работали — они занимались туризмом, который рухнул. Так я и подумал, что хорошо бы сделать место, где будут работать мои друзья.
Я сказал знакомому инвестору, что всё достало и надо попробовать что-то новое. Он согласился. Я сам в антикафе не бываю, но зашёл в одно. Думал купить готовое, но ужаснулся, когда увидел, как это всё выглядит, и решил сделать своё место.
Мы нашли подвальное помещение бывшего пожарного магазина и склада в многоэтажке на Севастопольском проспекте. Оно было убито, но наш бюджет поджимал, а цена была вменяемой. В создании места приняли участие все знакомые: мы с компаньоном Джонни Джобавой делали все работы, моя жена занималась дизайном, а один друг колесил за всем важным по рынкам. От идеи до реализации прошло две недели.
РайонВ нашем районе коммерция отсутствует. Старые дома, на первых этажах магазинов нет, на возрастную категорию 18–30 лет никто не ориентируется. Я не знаю, кому тут раздавали квартиры, но пьющих очень много. Район очень спокойный: делать тут просто нечего. Никаких тусовок нет, посидеть негде, только пара пивнушек. Ближе к вечеру молодёжь разъезжается подальше отсюда.
В районе отлично работает только отделение полиции № 49 — видимо, из-за бабушек, которые постоянно туда звонят и просят приехать, как только молодые собираются во дворе. Местная полиция всех уже давным-давно знает. Люди общаются на улице, ни музыки, ничего — но обязательно приезжает наряд, просят уйти, потому что полицейским нужно отреагировать.
В доме, где мы арендовали помещение, всё нормально. Над нами находится магазин дверей, и даже если ночью включить музыку погромче, то на улице и в квартирах ничего не слышно. Поэтому мы никого не беспокоим. Мы уведомили все необходимые инстанции и никаких препон не ощутили. К нам заходила одна бабушка-активистка, мы её накормили тортиком, напоили чаем, и она ушла довольная. Больше мы её не видели.
ПосетителиИзначально мы задумывали кальянную, но быстро поняли, что народ интересует другое — люди приходят приятно провести вечер, потусоваться. В итоге у нас получилось, грубо говоря, кафе. Есть, конечно, кальяны — они в отдельных дегустационных комнатах, как это теперь надо называть. Сам я курил кальян полтора раза и так и не понял, в чём прикол.
Я хотел сделать уютное место для своих, куда приходишь как домой. Здесь все — знакомые лица. У нас отдыхают любители Subaru — они уставили полки своими игрушечными машинками. Я не покупал гитару, укулеле — сами люди привозят. Стол для мини-футбола с дачи привёз бывший клиент тюнинг-салона: ему на дачу ехать долго, да и играть там не с кем. А здесь всегда можно найти компанию.
К нам приходят поиграть в «Мафию», в PlayStation: дома не очень удобно, а тут можно соединить две приставки и играть вчетвером. Недавно провели турнир по настольному футболу — приехал наш поставщик пива и научил играть правильно. Каждые выходные что-то происходит. Люди не сидят отдельно за столиками: все друг друга знают, компании объединяются, ходят одной толпой и общаются.
Почему никому не нравится центр? Там негде парковаться. А в нашем районе хоть как паркуйся. Люди приезжают на машинах и не испытывают дискомфорта. А в центре парковки либо нет, либо она платная, либо полтора часа искать. Это уже тенденция — перебираться потихонечку оттуда. Сколько можно набиваться в этот центр? Он ведь не резиновый.
Некоторые раза три-четыре заходят к нам кофе выпить, перед работой и уже вечером. К нам приходят как домой, сидят по четыре-пять часов. Никто никого не трогает, никто не надоедает вопросами вроде «может, вам счёт принести?». Все просто расслабляются. На этом миллионов не сделаешь, но на жизнь хватит.
СетьУ нас с вывеской не очень, рекламой так толком и не займёмся — все в спешке. Но все, кто к нам заходят, рады, что в Котловке наконец-то появилось что-то приличное. К тому же наши цены ниже рынка.
К нам приходит не только молодёжь — мужчины в возрасте тоже стали заходить. Придут, поедят, кружку пива выпьют, книгу, газету почитают, устроят просмотр футбола. Мы все друг друга знаем хотя бы в лицо. Понятно, что только на знакомых не выплыть. Но я бы не хотел, чтобы заведение стало массовым, чтобы здесь негде было сесть. Оно задумывалось для друзей и друзей друзей.
Когда арендодатели видят, что на их месте хорошо идёт бизнес, они пытаются выселить арендатора и сделать что-то похожее. Но с нашим местом так не получится. Это сообщество, и, если нас выселят, мы запросто найдём другое место в радиусе пары километров, и все переберутся туда. Потому что главное — не место, а люди.
Если всё будет нормально, мой компаньон остаётся тут, а я пойду делать такое же кафе в соседнем спальном районе. Чтобы повторить этот домашний эффект, нужно, чтобы в заведении просто работали местные жители, их сразу видно. Нужно, чтобы и там сформировалось сообщество.
Мой опыт пока нельзя назвать успешным. Но для первого месяца всё неплохо.