Итак, однажды вы решили завести себе кошелек на Яндексе, т.е. стать пользователем платежной системы Яндекс-Деньги (далее Я.Д.). Это удобно, быстро, безопасно. И вообще, 21-й век на дворе… Кладете деньги на свой кошелек и предвкушаете пользование благами цивилизации. В любой момент можно оплатить услуги сотовой связи или заказать пиццу, не выходя из дома. Красота.
А дальше будет вот что. Открыв однажды свой кошелек, обнаруживаете, что все деньги исчезли. Все до копейки. Естественно, пишете письмо в службу поддержки Я.Д. (aka суппорт): «Помогите. Обворовали!». Через какое-то время (иногда через сутки) приходит ответ. Формулировка всегда стандартная: «платеж с вашего кошелька (или перевод на другой кошелек) был совершен с использованием корректных логина и пароля, являющихся основным идентификатором пользователя Системы.»
Перевожу эту фразу на русский язык: Деньги вы сняли сами или кто-то, кому вы сообщили свой пароль. Поскольку вы этого не делали, то пишете что-то в свое оправдание, и (возможно) приводите какие-то факты вашей непричастности к краже. Ну, например, что на кошелек заходил с парагвайского ip-адреса, в то время как вы проживаете в российской глубинке…
По этому поводу вы получите еще один стандартный ответ. Вам предложат суть претензии изложить в письменном заявлении (а без него никак!) и занести его лично в офис Я.Д. Или заверить у нотариуса и выслать почтой. Ну что же, приходится писать…
Срок рассмотрения заявления – 20 дней. Но если вы знаете кого-то, кого осчастливили таким быстрым ответом, пожмите ему руку. На самом деле приготовьтесь ждать месяц-полтора. Наконец (о, чудо!) приходит ответ. Огорчу, но формулировка снова будет стандартной:
Рассмотрев Вашу претензию, ООО «ПС Яндекс.Деньги» поясняет, что платеж ххх совершен с использованием корректных логина и пароля. Обязательства Оператора Системы Яндекс.Деньги выполнены надлежащим образом… Пользователь обязуется самостоятельно принимать все необходимые меры по сохранению конфиденциальности… Принять решение о том, имел ли место неправомерный доступ постороннего лица к Вашему кошельку и о возврате средств, может только суд. Предлагаем вам обратиться с заявлением в милицию о совершении в отношении Вас противоправных действий с использованием системы Яндекс.Деньги.
Снова перевожу на русский язык: До свидания и будьте счастливы.
Теперь факты. Кражи в сервисе Я.Д. приняли достаточно массовый характер. На различных форумах и блогах можно найти отзывы десятков (а может и сотен) людей, у которых украли деньги. Общее количество пострадавших, вероятно, измеряется тысячами.
Кто именно ворует деньги?
Мнение Интернет-общественности по этому поводу разделилось примерно поровну. Половина людей считает, что платежная систем Я.Д. откровенно уязвимая, и ее взламывают все, кому не лень. Особенно, если на компьютере ненадежная защита.
Другая половина усматривает безусловную причастность самого Яндекса к кражам… И второй вариант, как это не печально, достаточно вероятен. В его пользу говорят такие факты:
1. Как бы скоро вы не хватились пропажи (пусть даже через одну минуту), деньги всегда успевают потратить или обналичить.
2. При попытке возврата денег встречаете удивительно многочисленные бюрократические препоны.
3. Нигде и никогда не пишется про пойманных воров. Вроде, как и нет такой проблемы.
Что можно порекомендовать.
- Обязательно установить хороший антивирусник и фаервол на свой компьютер. Не забывайте про обновления.
- Не посещайте сомнительные сайты
- Не используйте Я.Д. для хранения денег. Максимально быстро выводите оттуда средства
- По возможности, не пользуйтесь Я.Д. совсем. Лучше используйте гораздо более защищенную систему webmoney.