При желании, стать авиатором можно прямо сейчас: небольшой «гаражный» самолет или вертолет стоит примерно как средняя иномарка. Хранить его можно в гараже (крылья легко снимаются), а обслуживание сопоставимо с теми же с автомобилями.
Наверное, самый доступный самолет – это французский «Sky Ranger», базовая комплектация обойдется всего в двадцать тысяч долларов. Он представляет собой небольшой пятиметровый самолет из дюраля с пластиком и стеклом. Крылья крепятся на специальные шурупы и легко монтируются: сам процесс подготовки к полету занимает не более пятнадцати-двадцати минут. Кабина аскетична: два кресла, приборная доска и все. Самолет хорошо слушается и способен на отдельные элементы сложного пилотажа. Основным плюсом «Sky Ranger» является неприхотливость, на нем можно взлетать с любой, относительно ровной, пятидесятиметровой площадки. Для других малых самолетов полоса разгона составляет примерно сто пятьдесят метров.
В базовой комплектации «Sky Ranger» оснащен не слишком мощным двигателем – всего пятьдесят «лошадей», с ним можно развивать скорость порядка 110 км/ч, что маловато. Кроме того, летный ресурс при этом не превышает 900 часов, поэтому опытные пилоты предпочитают четырехтактные моторы, которые гораздо надежнее и экономичнее. Топ-вариант «Sky Ranger» предполагает скорость до 165 километров и сто «лошадей» в фюзеляже, что уже вполне прилично за такие деньги. Опционно можно укомплектовать самолет катапультой с парашютом или GPS-навигатором.
Другая популярная модель - американский «Sonex», - более скоростной и мощный самолет. Цельнометаллический корпус, от 80 до 120 лошадиных сил и скорость до 270 километров в час при четырех метрах длины. Правда, и обходится он в среднем вдвое дороже французской машины…
Вертолеты хороши тем, что для них совсем не нужна взлетно-посадочная полоса, и они еще компактнее, чем самолеты. В классе легких «гаражных» моделей признанными лидерами являются американцы, предлагающие несколько моделей на российском рынке, самой популярной из которых является «Exec-162F», быстроходный двухместный вертолет. Он идеален для спортивного пилотирования и скоростных полетов: мощность двигателя позволяет разгоняться до 185 километров. В то же время, это один из самых сложных в управлении вертолетов, для которого нужен определенный опыт полетов. Дальность полета вертолета в базовой комплектации составляет порядка трехсот километров, при дополнительном баке она возрастает до четырехсот.
Еще одна популярная модель – «Safari», известная своим необычным дизайном. Дело в том, что кабина просто накрывается стеклянным колпаком, что оставляет приличный угол обзор для пилота и пассажира. К сожалению, данная модель не может похвастаться мощными данными: максимальная скорость порядка 160 километров в час, дальность полета – до трехсот километров. В то же время, «Safari» считается самым надежным и легко управляемым вертолетом для начинающих. Обойдется Вам это удовольствие примерно в 120 тысяч долларов.
Из более дорогих вертолетов интересен «Robinson-22», оснащенный самым мощным двигателем среди геликоптеров этого класса. Дальность полета – триста километров, максимальная скорость – 190 километров в час, стоимость – 240 тысяч долларов. Эта «стрекоза» может летать в практически любых погодных условиях (от минус тридцати до плюс сорока), а навигационное оборудование позволяет отправляться в путь даже ночью. «Robinson-22» рассчитан на интенсивную эксплуатацию, его ресурс составляет примерно 2200 летных часов при том, что один пилот может налетать порядка ста часов в год. Если Вы счастливый обладатель «Robinson-22», то в ближайшие четверть века капитальный ремонт Вашему вертолету точно не грозит.
Интересно, что в США вертолеты часто продаются в китах – наборах запчастей, где покупателю предлагают собрать машину самостоятельно. Ценность такой экономии сомнительна: мало то, что Вы потратите кучу времени и сил на сборку, так еще и цена ошибки может оказаться слишком высокой. На всякий случай: кит обойдется Вам в 75 тысяч долларов, а готовый вертолет – в сто тысяч. Решайте сами.
Для частных полетов нужны соответствующие удостоверения: нелегальные полеты запрещены и могут быть просто опасны. Итак, где учат летать? Обладателям легких самолетов весом до 450 килограмм (к которым относятся «Sky Ranger» и «Sonex») нужно обращаться в Федерацию сверхлегкой авиации, где вам предложат краткий курс летного мастерства. За 20-25 часов обучения нужно будет выложить порядка тысячи долларов при своем аппарате или две с половиной при эксплуатации самолета Федерации. Кстати, научиться летать совсем несложно, навыками управления быстро овладевают даже подростки. Кроме управления техникой, вас научат основам радиообмена, правилам поведения при внештатной ситуации и аэродинамике.
Если вы приобрели геликоптер, то его нужно регистрировать в Федерации любителей авиации. Курс обучения здесь вдвое длиннее, чем у самолетных курсов, а стоимость составляет порядка 7-12 тысяч долларов. Впрочем, это и понятно: управлять вертолетом сложнее, а обучение требует больше ресурсов. Если Вы хотите летать, необходимо согласовать свои полеты с диспетчером ближайшего аэропорта и предупреждать их о каждом своем полете. Строго запрещены полеты над крупными населенными пунктами и в 20-километровой зоне вокруг аэропортов.
Как и любое средство передвижения, авиатранспорт нужно регулярно отправлять к дилеру на техосмотр; впрочем, представитель дилера может приехать и к вам. Небольшие профилактические осмотры с заменой масла и свечей необходимы каждые 25 часов, а полные – каждые сто часов. Во время полного ТО вам заменят все фильтры и заново протестируют системы самолета. В принципе, обслуживание самолета стоит столько же, сколько осмотр иномарки среднего класса.