Продолжаем разговор
ИГОРЬ И ВОДКА
Поработав в крупной строительной компании столицы, Игорь вернулся домой. С выходным пособием в сто тысяч, чемоданом красивых вещей и твердым желанием больше никогда не пахать на «дядю».
За четыре года он узнал о стойке все. Видел процесс изнутри, умел «вязать» фундамент, понимал, как наносить фактурную штукатурку, а также то, кто, когда и сколько украдет.
К своим двадцати семи Игорь дорос до первого зама шефа по строительству, носил Baldinini, ездил на служебном Land Cruiser Prado и следил, чтоб все шло слаженно, было качественно и точно в срок. Поэтому, вернувшись в родной город (сто пятьдесят тысяч населения, шестьдесят многоэтажек, отсутствие всяких перспектив) сразу решил строить… свой собственный дом.
Как построить дом, имея сто тысяч рублей?
– Ничего, прорвемся, – отмахнулся Игорь от расспросов школьных друзей. – Тут главное начать и четко видеть цель.
– Чего начать? Какое «четко видеть»? – недоумевали друзья.
Выбирая место для строительства, Игорь понял, что подходящих… просто нет. Городок небольшой, патриархальный, зажат между холмами, расстраиваться некуда. Правда, не так давно под частные застройки городская администрация выделила приличный кусок земли. Но: участки разделены, распроданы и перепроданы, их нет.
– Вообще без вариантов, – уверяли друзья. – Все было расписано еще до того, как кто-то что-то успел понять.
Обычное дело: как водится, власти все заранее разделили между «своими».
– Не может быть, – уверенно сказал Игорь. – Что-нибудь найдем.
Сев в «Фольксваген» жены, парень поехал осмотреть все лично. У яблоневого сада он увидел четыре линии участков, две улицы и… всего несколько построек.
«Странно. Почему никто не строится?» – подумал Игорь. Постучал в первый же недостроенный особняк, узнал у строителей номер бригадира, а от него – номер телефона хозяина земли.
– День добрый, – начал разговор Игорь. – Хочу участок ваш купить.
– Не продаю, – грубо ответили в трубке.
– Жаль, – вздохнул Игорь. – Так может кто-то другой продаст?
– Откуда мне знать? – пробурчали в трубке, явно намереваясь закончить разговор.
– Понятно, – сказал Игорь. – Может, подскажете, кому еще можно позвонить...
– Не знают, у соседа спросите…
– Уже записываю номер. Подумайте, может, еще кто-то... Ну, деньги, там, человеку срочно нужны, сами понимаете…
– Да понимаю… – вздохнули в трубке. – Слышал, на другом конце улицы у кого-то жена в больницу попала. Он из районной администрации, Попов, по-моему…
– Спасибо, – сказал Игорь, и дал отбой, аккуратно занеся данные в блокнот.
Как оказалось, ни один, ни другой свои восемь соток продавать не намерены. Однако на вопрос, к кому бы он еще мог обратиться, Игорь снова получил ответы.
Место под строительство он нашел через четыре дня. Одно «но»: продать владелица земли намеревалась сразу два участка – один напротив другого.
Цена каждого – триста пятьдесят тысяч, итого семьсот.
А у него всего сто. И Игорь начал выяснять, крайняя ли это цена. И выяснил, что у обоих участков документы к продаже до конца не готовы.
– Не переживайте, я все сделаю, – сказала дама-продавец.
– Хорошо, оговорим сроки, – предложил Игорь.
Ни в какие сроки, понятно, дама не уложилась. Степень неподготовленности документов была заметно выше, чем ей казалось; обычное дело.
Тогда Игорь предложил купить недооформленные участки. Но за четыреста тысяч оба.
Безусловно, они стоят дороже. И дама была возмущена. И отказалась продавать.
Игорь ушел. Но через пару дней перезвонил снова. Потому что знал: деньги даме нужны, нужны срочно, и как раз четыреста тысяч. Она сама ему об этом как-то вскользь упомянула, уточнив:
– Да я б не продавала, если б…
Суть этого «если» Игорю была не важна. Важно было, что теперь дама все же согласилась на продажу. За четыреста пятьдесят.
«Фольксваген» жены был обменян на «девятку» и сделка состоялась.
Чуть больше месяца ушло на окончательное оформление земли.
Выставив один из участков на продажу за полмиллиона, Игорь со временем выручил бы эти деньги. Напомню, со свободной землей в городской черте было туго. Средств вполне хватило бы на то, чтобы заложить свой собственный дом, но...
Игорь видел все иначе. Он решил заложить сразу… два дома.
Друзья крутили пальцем у виска: забудь, вон и Катя твоя беременна...
Как раз поэтому Игорь уже реализовывал новый проект.
Как выяснилось, большая часть розничных магазинчиков закупали водку в одном из соседних городов. Водка была хорошей, недорогой и вкусной. Приходилось ездить, куда ж без этого. Игорь узнал закупочную цену, подсчитал затраты на дорогу, в тот же день сел в «девятку» и стал объезжать розничные магазинчики с простым предложением: покупать эту водку не в соседнем городе, а у него. Чуть дороже. На пять рублей за бутылку. Зато ехать никуда не надо.
Примерно половина предпринимателей согласилась сразу. И на занятые у товарища деньги Игорь завез фуру продукта и выгрузил у тестя в гараже. Купить грузовик водки оптом оказалось выгоднее, чем пять ящиков: поставщик сделал скидку.
Примерно через две недели всю водку разобрали.
Реализуя водку днем, вечером Игорь объезжал тех предпринимателей, которые с ним еще не работали. Следующая фура ушла за восемь дней. Игорь увеличил ассортимент, привезя спиртное того же завода, но еще трех марок. И на высвободившуюся прибыль зарегистрировал ООО.
Для того, чтобы достроить свой собственный дом, Игорю пришлось продать второй участок с готовым уже ленточным фундаментом. Расчет оказался верен: заливка двух фундаментов дороже, чем одного, но участок с фундаментом стоит уже несоизмеримо выше, чем без него.
ПАРОВОЗ
Трудно оценить истинное значение каждого из примеров, находясь на уровне обывателя. Попробуем сделать первый шаг к уровню понимателя.
С этой точки зрения, оба предпринимателя руководствовались в действиях совершенно разными предпосылками. Каждый из них по-своему воспринимал бизнес и совершенно по-особенному видел свое будущее.
В случае с магазином, целью было заземлить, заякорить деньги.
В случае с водкой, – деньги, напротив, можно было поднять.
Окупаемость. Когда окупятся вложения, – спрашивали себя вы, открывая магазин. Такую позицию можно назвать Позицией Разового Использования. Придерживаясь ее, мало кто способен увидеть свой бизнес через пять или восемь лет. Предприниматель, рассуждающий с позиции «окупить, что вложил», вряд ли обречен на успех.
Практика показывает, что единожды вложивший, вложит вновь. Так и будут он строить бизнес. Так и станет жить. Только деньги его будут «якорем» бизнеса, и количество вложений станет расти прямо пропорционально количеству прибыли. («Язь») У некоторых предпринимателей это свойство врожденное. У некоторых – приобретенное. Надо сказать, большая часть из нас относятся ко вторым.
Если состоявшийся бизнесмен – это паровоз, тянущий вагоны вслед за собой, то несостоявшийся пока предприниматель напоминает паровоз, толкающий вагоны перед собой.
Причем за первым следуют три пассажирских вагона легких проблем. А второму надо сдвинуть с места дюжину тяжелых, грузовых платформ. Но, что удивительно, эти грузовые платформы зачастую мнимы. То есть не имеют никакого отношения к реальности. Однако не замечая очевидного и пытаясь сдвинуть эти вагоны, предприниматель, по сути, сражается сам с собой.
К счастью, это легко доказать.
ОВОЩНАЯ ПАЛАТКА
Сложно ли открыть палатку, торгующую овощами и фруктами? «Смотря для кого», – скажете вы.
И будете правы.
Пока первый будет оценивать, на каком перекрестке самое проходное место, второй задумается о том, как зарегистрировать ИП.
Пока первый будет искать в газете объявлений б\у весы, старый стол и туристский тент на ножках, второй станет ломать голову над тем, как и где получить разрешение на уличную торговлю.
Пока первый будет закупать зелень на оптовом рынке, второй станет сравнивать закупочные и розничные цены на фрукты, считать налоги и рентабельность.
Когда первый откроется, второй уже загорится новой идеей. Потому что «маленькая палатка невыгодна, а павильон дорог, его купи да привези, подведи под фундамент и потом еще установи, а это разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию, плюс санэпидемстанция придет, медицинская книжка нужна и участкового страшно. Да и вообще, идея так себе. Я просчитал – не окупится».
Пока от первого, глядишь, участковый выходит с сумкой апельсинов, а электрик тянет от столба провода, второй размышляет о том, что помидоры имеют свойство гнить, а официально подключить свет через «Горэлектросети» – дело трудное и хлопотное.
И каждый из них прав.
Кто думает, что хлопотное – для того хлопотное.
Кто думает, что легкое – для того легкое.
Но через год у первого – полноценный павильон «Овощи и фрукты» на фундаменте, все легально, зарегистрировано, с медкнижкой и без претензий от «Электросетей». А второй грезит очередной грандиозной идеей и мечтает о богатом покладистом инвесторе. И через два года мечтает. И через пять – тоже. А потом – мечтать перестает. И вернулся б к мысли о палатке, да годы уже не те и сыну скоро в школу, «да и вообще… эх, ушло времечко золотое...»
БИЗНЕС-ПЛАН
Любой бизнес есть последовательность действий.
Любой бизнес есть последовательность действий. Не мыслей. Не идеи. Ни помыслов. Ни мечтаний.
Достигает тот, кто внедряет. Без точного расчета и подробной инструкции. Интуитивно, напористо и уп0pн().
Таких мало. Но как раз они-то и добиваются.
Любой бизнес подчинен бизнес-плану.
У кого-то он прост и состоит из полдюжины строк.
У кого-то – подробен и куча подпунктов.
Один видит и делает. Другой не видит – и думает.
Пока один делает, другой думает.
Так вот, эмпирически доказано: долго думать вредно. Это наше твердое убеждение, основанное на богатом опыте сотен предпринимателей. Под лежачий камень действительно не течет вода. А дорогу действительно осиливает идущий.
Думающий – так и не сдвинется с места.
Предприниматель-практик все упрощает бизнес-модель и делает.
Предприниматель-теоретик все усложняет модель и думает.
Каждый из них достигнет того, во что верит.
Кто верит, что бизнес это легко – тому все дается легко.
Кто верит в обратное – так и не начнет пути.
Если не можешь упростить бизнес-план – упраздни.
Сколько перспективных путей устлано подробнейшими бизнес-планами.
Либо ты расходуешь энергию на действия, либо она расходуется, сгорая в думах и играх разума. А игры эти, каверзные, ага.
Природа наделила наш мозг лимбической системой, требующей тщательно взвешивать все, прежде чем действовать. И пока один сражается с ветряными мельницами своего воображения, второй, обделенный природой защитными механизмами, прет вперед как танк. Прошибая препятствия и сметая преграды.
Обделив одним, природа наградила истинного предпринимателя другим: умением предвидеть. Предвидеть будущее в тех красках, которые благоприятствуют его пути.
В то же время другой видит будущее бизнеса в красках более мрачных.
У каждого из них своя правда.
И оба добьются того, к чему идут.