НА ПЕРЕПУТЬЕ
Постоянно общаясь с начинающими предпринимателями, я поражаюсь обилию чепухи у них в голове. Кто в этом виноват? Да никто. Бизнесу не учат в университетах. Мы описали типичные ошибки начинающих, чтобы на эту удочку не попались и вы.
Твердо решив начать бизнес с нуля, четко осознайте: традиционная схема не лишена недостатков. Причем сложенная в кучу, масса этих недостатков способна угробить даже вполне здоровое начинание.
Существуют ли иные пути?
Конечно.
И дочитав до конца, вы с ними познакомитесь. Вы узнаете о трех моделях низкого старта в бизнесе без первоначальных вложений, и как бы не отличались они от ваших теперешних представлений о предпринимательстве, все они работают и способны приносить прибыль уже с первых дней. Даже если какая-то из них на первый взгляд покажется вам ерундой, вспомните о том, что лучше заниматься «ерундой» и быть богатым, чем сидеть на месте, оставаясь умным и бедным. Где бы вы ни жили – в мегаполисе или небольшом райцентре, вы заработаете хорошие деньги, если сами того захотите.
Что нужно? – Решиться и действовать.
Бизнес это просто. Подчас успеха в бизнесе достигают те, кто мало раздумывает о возможных последствиях, а просто берется и делает.
Все препоны у вас в голове. Но кому кроме вас нужны ваши воздушные замки?
Решитесь и действуйте!
ГЛАВА 2
СУТЬ БИЗНЕСА ЭТО ПРОДАЖИ
КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ НЕ ПРОДАВАЯ
Чтобы зарабатывать, нужно научиться продавать.
Бизнес стоит на продажах.
Ваши деньги – в ваших продажах.
Вокруг множество людей, умеющих что-то хорошо делать, придумывать, изготавливать и слишком мало специалистов по продажам. Налицо очевидный перекос, и мы легко можем сделать лежащий в его основе принцип своим мощным оружием.
Если вы решили взять в руки электролобзик и начать производство мебели, ваш доход ограничен. И не в последнюю очередь, временем, которое вы тратите на изготовление одного шкафа.
Понимаете, к чему ведем?
Однажды решив, что вместо одной мастерской, надо организовать сеть мастерских по ремонту обуви, я быстро зашел в тупик. Простите за грубость, путь от одной мастерской к сети можно озаглавить «Преумножение геморроя», но не прибыли.
Но вернемся к шкафам.
Прибыль за один шкаф в день умножить на тридцать дней, вычесть дни, когда вы занимались не изготовлением, а сопутствующими делами: договаривались с клиентом, согласовывали эскизы, устраняли недочеты, что-то переделывали и выезжали на замеры. Такой нехитрый подсчет покажет, каков ваш «потолок» заработка. При условии, что вы не заболели, инструмент исправен, поставщик вовремя подвозит на склад нужную деревоплиту, все мебельные фасады и фурнитура всегда в наличии, окантовщик трезв, в станок не забыли поставить новый режущий диск, а цветное стекло и зеркало есть кому порезать и отшлифовать края. Но главное: при условии, что у вас стопроцентная загруженность, нет простоев. То есть, если ваши шкафы отлично продаются.
Все ремесленники попадаются на эту удочку.
Продавать они, как правило, не умеют и не любят, а учиться им не хочется.
Казалось бы, они уже овладели многими нужными для бизнеса навыками, а этим навыком пусть овладеет кто-то другой. Бизнес-партнер, фирма, реализующая их товар, продавец. Проблема только в том, что хороших продавцов заметно меньше, чем хороших ремесленников.
То есть.
Если вы умеете хорошо продавать шкафы, найдете ли вы специалиста по их изготовлению?
Да десятки и сотни. А наоборот? – Пойдите, попробуйте.
В итоге все выглядит кисло.
Планируемая прибыль отличается от реальной примерно вдвое. Плюс вы очень зависите от всех тех факторов, что перечислены выше: наличия одного, исправности второго, трезвости третьего.
Денег на выходе едва хватает. И если арендатор захочет повысить ставку, ваш помощник потребует прибавку, или вы заболеете или рванете в отпуск – пиши пропало.
Бизнес ремесленника очень уязвим. И очарования в нем, часто, немного. Чувствуешь себя вечно зависимым от кучи людей и событий.
Сегодня в мире прогрессирует кризис перепроизводства. Мы живет в мире избытка товаров. Избытка мобильников и телевизоров, тракторов и автомобилей. Создание любой самой технологичной вещи не представляет технической сложности. Китайцы копируют не только игрушки, но и автомобили, станки и медицинское оборудование. Себестоимость таких изделий минимальна. Вы готовы конкурировать на таком рынке?
Сегодня успешный бизнес вовсе не предполагает создание какого-то продукта. Многие известные компании вообще не имеют фабричных цехов и складов, полностью отдавая производство на аутсорсинг. С небольшими оговорками можно утверждать: производить что-либо на любом уровне на территории России сегодня невыгодно.
Так было не всегда, но с каждым днем это все более очевидно.
По сравнению с ремесленником продавцу куда легче.
Удовлетворяя потребность клиента в товаре или услуге, он и сам весьма востребован.
Его прибыль зависит только от желания и умения продавать. То есть от него самого.
Утром вы решаете, сколько клиентов сегодня обзвонить, скольким и когда назначить встречу, встречаетесь, разговариваете, спрашиваете, кого из знакомых вам могут порекомендовать в качестве потенциального покупателя – и делаете свое дело. Причем эффективно его делаете.
И вы нарасхват.
Любой мебельщик захочет с вами работать, а почему нет? Каталог с фотографиями образцов подмышкой, улыбка на лице – вот и весь ваш нехитрый инструмент.
А заработок? В силу того, что ремесленников вокруг много, они конкурируют. А значит, готовы торговаться. Нередки ситуации, когда толковый продавец с реализации одного изделия получает больше, чем ремесленник. Хотя трудозатрат у него куда меньше, он независим, бодр и уверен в завтрашнем дне куда больше ремесленника.
СТРОИТЕЛЬНАЯ БРИГАДА
Еда, лекарства и жилье.
Три позиции в бизнесе, которые всегда востребованы потребителем. Все три ниши насыщены и в каждой конкуренция, но места пока хватает всем. Строительство, как отрасль быстро развивающаяся, привлекает к себе внимание все большего числа начинающих предпринимателей.
Небольшая коллектив специалистов, инструмент и узкая ниша – казалось бы, вот рецепт успешного старта в строительстве.
Способность бурить в стенах отверстия любого диаметра и глубины по-прежнему является востребованной на строительном рынке. Для этого используются специальные алмазные коронки и дорогой бур, который не купишь в магазине инструментов на углу. На сегодня специалистов в этой области не так много, они востребованы – почему бы не попробовать?
Заметьте, вы уже не ремесленник, вы бизнесмен.
Вы наняли рабочих, а сами продаете их услуги: договариваетесь с подрядчиками, следите за скоростью выполнения работ, их качеством, наличием расходных материалов, коронок. Ваша задача – подыскивать объекты покрупнее, чтобы сумма сделок была выше, и вы ее выполняете.
В чем подводные камни?
В людях. Вне зависимости от квалификации и уровня зарплат, строители пьют. Значит, будет текучка кадров. Значит, будет срыв сроков. Значит, будет загублено недешевое оборудование. Или украдено. Рано или поздно, многие на этом пути приходят к использованию неквалифицированной рабочей силы – гастербайтеров. И хорошо, если них своевременно из рабочих расписался за технику безопасности...
Но не только в человеческом факторе дело. На фоне того, что в строительстве теперь не принято платить по договорам в срок, всех заработанных денег бизнесмену все равно не отдадут. Тянуть будут до последнего, и, нередко, выплатят не все.
Чтобы подстраховаться, можно заведомо заложить в сумму договора большую прибыль, но как тогда быть с конкурентами? Достаточно ведь желающих попробовать себя на вашем месте.
Владельцы коттеджей платят лучше, но суммы договоров тут заметно меньше. Плюс их вечно не устраивает качество работ. Вне зависимости от того, как хорошо вы делаете свое дело, ваши отверстия их не устроят. Они видели все иначе. Что края будут ровными, а мусора не будет совсем. И вообще, оно, отверстие, должно быть не там, а вот там. И плевать им на проект. Они хотят вон там, они же говорили, разве нет?
В итоге, бизнесмен не может рассчитывать на то, что его фирму порекомендуют другим, и сам не спрашивает рекомендаций.
Тендеры? Электронные торги? О, это особая кухня!
Дальше интересно?
Дальше о том, что бизнесу подчас вообще НЕ НУЖНА ИДЕЯ.
Вредна.